Гольфстрим
сайт посвящен творчеству народного артиста России
Олега Григорьевича Митяева

«Астория любви» (студийная запись)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Fy78bScSDGs

Олег Митяев «Астория любви»

«Астория» любви полна
И мимолётных встреч.
И блеска куполов волна
Стучится ниже плеч.
Всем тем, о ком в окне молчит
Исаакия серьёз,
Рассматривая нас в ночи
Из океана звёзд.

И пусть у каждого свой век, своя история,
И всё впервые на Земле, на первый взгляд.
Сквозь белой ночи лепестки плывёт «Астория»,
Всего былого сохраняя аромат.

«Астория» любви полна
По самый крыши край.
Когда на храм глядит она,
Расстрелянный сквозь май.
Колоннам как бойцам в туман
Следы военных ран
Бинтует по утрам лишь сам
Воскресший Монферран.

И шепчет Петербург-сова
Молитвы из дождей.
Как юный Питер Брук слова
Несыгранных ролей.
Молитвы за любовь, за пир
Недолгих наших дней,
Молитвы за огромный мир
Беспомощных людей.

И пусть у каждого свой век, своя история,
И всё впервые на Земле, на первый взгляд.
Сквозь белой ночи лепестки плывёт «Астория»,
Всего былого сохраняя аромат.

2021 г.

Опубликовал: IRINAnikol(17.09.2021)
Просмотров: 2 992
«Астория любви» (студийная запись): 21 комментарий
    1. Ирина, где исправили, под видео? Это в книге такие предложения?
      «Всем тем, о ком в окне молчит
      Исаакия серьёз,
      Рассматривая нас в ночи
      Из океана звёзд.»
      «Когда на храм глядит она,
      Расстрелянный сквозь май.»
      «Как

    2. Продолжая предыдущий комментарий.
      «Как юный Питер Брук слова
      Несыгранных ролей.»
      Бред какой-то.

    3. Части сложноподчинённого предложения обычно отделяются друг от друга запятой, а не точкой. Тем более не принято ставить точки в предложении перед дополнением.

    4. Да, Ольга, в книге. Ещё чуть-чуть поправила «Заповедник детства» и «Суздаль и Владимир».

    5. Олегу Григорьевичу надо уволить редактора.

  1. У меня вызывает некоторые сомнения расстановка знаков препинания в стихах. Например, вопос в том, к какому глаголу относятся слова «сквозь май». Мне думается, к глаголу «глядит», а не «расстрелянны». И точки, мне кажется, должны бы встречаться реже. Мой вариант такой.
    «Астория» любви полна и мимолётных встреч.
    И блеска куполов волна стучится ниже плеч
    Всем тем, о ком в окне молчит Исаакия серьёз,
    Рассматривая нас в ночи из океана звёзд.
    И пусть у каждого свой век, своя история,
    И всё впервые на Земле на первый взгляд,
    Сквозь белой ночи лепестки плывёт «Астория»,
    Всего былого сохраняя аромат.
    «Астория» любви полна по самый крыши край,
    Когда на храм глядит она расстрелянный сквозь май.
    Колоннам, как бойцам, в туман следы военных ран
    Бинтует по утрам лишь сам воскресший Монферран.
    И шепчет Петербург-сова молитвы из дождей,
    Как юный Питер Брук слова несыгранных ролей, —
    Молитвы за любовь, за пир недолгих наших дней,
    Молитвы за огромный мир беспомощных людей.
    И пусть у каждого свой век, своя история,
    И всё впервые на Земле на первый взгляд,
    Сквозь белой ночи лепестки плывёт «Астория»,
    Всего былого сохраняя аромат.

    1. Да, Мария, согласна, «Астория» глядит сквозь май, а не храм расстрелян сквозь май. Сейчас исправлю, спасибо!

    1. Ну, сказала же Марина Есипенко в недавнем интервью, что муж пишет для будущего спектакля с её участием песни. Думаю, что это одна из них. Может и ошибаюсь.

    2. Значит, будем ждать другой спектакль)) Почему-то кажется, что песня написана не просто так, а к спектаклю или фильму. Кстати, есть такой спектакль-концерт «Гостиница «Астория» режиссёра Павла Каштанова. Спектакль о судьбе нескольких семей, которые находятся в блокадном Ленинграде. Интересно, связано ли написание новой песни с этим спектаклем? Надеюсь, Олег Григорьевич сам расскажет на концерте, что и откуда…

    3. Ну вот, теперь, после премьеры песни в ММДМ, стало известно от самого Автора, что «Астория любви» была написана к спектаклю с одноимённым названием. Видимо к спектаклю с участием Марины Есипенко, если увидеть его можно будет на сцене Вахтанговского театра или киноклуба «Эльдар».

  2. Ну вот, теперь всё понятно) Спасибо, Олег Григорьевич, за новую песню! Осталось услышать её на концерте и посмотреть спектакль, к которому она написана.

    1. Ирина, действительно, для понимания словосочетания «Астория любви» реально не хватало какого-то слова, и теперь понятно, что этим словом является слово ПОЛНА…
      И хотя я через сюрреализм и аллюзию пытался оправдать отсутствие необходимого слова для понимания этого смысла, но это оправдание, признаюсь, выглядит малоубедительно.
      Говорят, что эта песня написана к спектаклю, и это обстоятельство могло наложить на неё какой-то отпечаток, но ведь многие песни первоначально были написаны к фильмам или спектаклям, а потом жили вполне самостоятельной жизнью. Поэтому и эту песню хочется оценить как самостоятельное произведение искусства.
      Думается, такую песню (точнее, стихи) за полчаса ведь не написать — уж слишком вычурные у неё строчки, которые и на бумаге не сразу понять можно, как будто некие кружевница или резчик по дереву плетут свои тонкие кружева. Тут большая скорость в работе противопоказана, потому что узелков в шитье или сколов в резьбе быть не должно. Поэтому и Автор в кружевах строчек стихов не должен запутать своего читателя (или слушателя).
      Но вот вы поняли, кому «блеска куполов волна стучится ниже плеч»? Я этого не понял даже с десятого прочтения:
      Всем тем, о ком в окне молчит Исаакия серьёз,
      Рассматривая нас в ночи из океана звёзд.
      Всем тем — а кому конкретно? Ушедшим от нас в мир иной много лет назад? Всем ныне здравствующим питерцам? Постояльцам «Астории» в окнах гостиницы? Или всем нам без разбора? Но мы же не обсуждаем «кому светит солнце», если оно светит всем без разбора?
      А почему ниже плеч? В поэзии образ «плеча» очень уважаем, например:
      Окуджава: «И только мы, плечом к плечу, врастаем в землю тут».
      Поженян: «Друг мой — третье моё плечо — будет со мной всегда».
      Блок: «Я помню нежность ваших плеч».
      А вот местоуказание «ниже плеч» (если оно не связано с прической) в поэзии нигде не встречается, поскольку, извините, обычно оно ассоциируется в народе с «пятой точкой». Или это рифма вынудила поэта опуститься ниже плеч? Хотя тут я уже сильно придираюсь. Интересно было бы узнать, а Галина Хомчик об эту строчку не споткнется?
      Гостиница «Астория» в новой песне воспринимается как живой человек: «Когда на храм ГЛЯДИТ ОНА, расстрелянный сквозь май…», и мне это напоминает стихи Матусовского про «очеловеченный» крейсер «Аврора»:
      Что тебе снится крейсер Аврора
      В час, когда утро встает над Невой?
      Может ТЫ снова в тучах мохнатых
      Вспышки орудий ВИДИШЬ вдали?
      Но это сравнение побочное, совсем не определяющее качество новой песни Олега Митяева, ведь его песни оцениваются нами совсем по иным параметрам.
      Что бросается в глаза после прочтения текста новой песни, кроме её кружевных строк? Опять это плавание в небесах. Олег Митяев дипломированный тренер по плаванию, видимо, поэтому очень часто в его песнях все герои и образы плавают, особенно в новых песнях. Я уже об этом писал, вспомните старые песни «Белогорие», «Воскресение», «Авиатор» и т.д. или новые песни «Аннушка», «Эту женщину увидел я во сне», «Ковчег», где в небесах герои песни обязательно плывут СКВОЗЬ какой-то цвет, свет, дым и т.д.
      Плавал между звезд образ Юрия Визбора, теперь вот поплыла и «Астория» в новой песне: «СКВОЗЬ белой ночи лепестки ПЛЫВЁТ «Астория», всего былого сохраняя аромат». Это уже коронный поэтический прием Автора в последнее время, как своего рода лекало у закройщика.
      Я хорошо помню фотографию на сайте «Гольфстрим», где Олег Митяев со смотровой площадки Исаакиевского собора смотрит в сторону гостиницы «Астория». Это было где-то год назад. Видимо, с тех пор в нем закрутились слова новой песни, которая сейчас сошла с конвейера вслед за песней «Ковчег».
      Почему с конвейера? Трудно согласиться, что эти песенки САМИ сошли с небес в гости к Автору, скорее он, как скульптор, выбил их из гранита после долгой и тяжелой работы. Однако ничего не цепляет за душу в этой песне. Опять за красивой аранжировкой, как макияжем, не видно и не слышно того, за что народ и любит песни Олега Митяева. К примеру, ту же «Дорогу», которая долгое время была лидером в рейтинге «двадцаток» на «Гольфстриме». Хотя вполне возможно, что опять найдутся поклонники, которые и «Асторию» назовут «волшебной» и поставят на первое место. Кому-то Владимир родной город, а кому-то Санкт-Петербург и гостиница «Астория» как родные.
      Вместе с тем, трудно представить, что эту песню будут распевать у костра, ведь в её словах немудрено запутаться, да и какие чувства она цепляет в наших душах? Я для себя называю такие песни «красивой красивостью». Это как один раз сходить в Исаакиевский собор на экскурсию, повосторгаться, поохать, повздыхать, а потом больше и не вспоминать, что ты там видел еще кроме маятника Фуко? А я, признаться, через 45 лет тот маятник только и помню, остальная «позолота», увы, со временем сошла.
      Вот такие впечатления у меня от новой песни, такие оценки, такие вопросы, на которые я вряд ли когда-нибудь получу ответы, как не получил ответ на вполне естественный вопрос про строчку «Мы поколение дров отсыревших». А ведь раньше никаких вопросов к песням Олега Григорьевича не было, все было вполне понятно даже с небольшого намека на «шелест плащей из БОЛОНЬИ». Всё тогда понималось с лёту, принималось сразу, запоминалось навсегда.

    2. Мы ждем новые песни, концерты, фестивали, а теперь и спектакли прямо как в песне: «Мы научились долгими зимами только ждать, и остаемся снова, и снова ждем». Какая-то зависимость получается — дайте новую песню как новую дозу. Но вот вышла новая песня, а есть какое-то удовлетворение, какое-то утоление жажды? Где отклики?
      Мне как-то пришлось неделю внука забирать из детского сада, а там рядом ларек с китайскими игрушками. Внук видит какую-то машинку и просит купить. Ну как дед откажет? На следующий день то же самое, но уже купи пистолет, потом еще что-то. Хорошо, что неделя кончилась.
      Вот и у нас, как у детей, мол, напишите Олег Григорьевич новую песню, а мы через месяц её забудем и будем ждать новую.
      Кстати, мы тут всё привязывали Сергея Есенина к новой песне про «Асторию», но связи никакой не оказалось. Теперь будем к ней спектакль привязывать? Еще никто толком не высказался о новой песне, но уже есть несколько вариантов историй, возможно с ней связанных. Так нам песня нужна или хоровод вокруг неё?

    3. Да, Виктор, для меня тоже в этой песне «Астория» и Исаакий воспринимаются, как живые люди, которые любят друг друга – ОН и ОНА. Такое переплетение образов Храма и Гостиницы и двух влюблённых людей, которых не мало было и в «Астории», и на крыше Исаакиевского Собора. Если честно, когда слушаю эту песню, в голове всплывают личные воспоминания – июль 2008 г., Санкт-Петербург, белая ночь накануне отъезда из Питера, Исаакиевская площадь и мы (я, муж и старшая дочка) – смотрим на Исаакий и «Асторию». Влюблённые и счастливые – ведь все беды и горести ещё впереди…
      А выражение «стучится ниже плеч», по-моему, абсолютно понятно – в самое сердце значит)

    4. А что касается того, что мы ждём то спектакля, то фестиваля, то концерта, то новой песни… Не знаю, как Вам, а мне всегда было интересно, что откуда взялось в песне, что навеяло… А новую песню ждёшь всегда, даже, если это и не своя песня, а просто исполнение «своего-чужого». Это такая встряска для организма на несколько дней точно)) Потому что, сначала страшно включать (что там? о чём? вдруг не понравится?) и сердце готово выскочить из груди. Затем эти незабываемые ощущения, когда слушаешь первый раз. А потом – или летаешь несколько дней, или плачешь, или думаешь и напеваешь без конца, или послушал и забыл, потому что никак в тебе не отозвалось.

    5. Ирина, я уважаю любое чужое мнение о любой песне, лишь бы оно было как-то по возможности аргументировано. Как говорится, на вкус и цвет товарищей нет, но всегда интересно, что человеку понравилось в песне, а что нет.
      Кто-то скажет, мол, чего ради я свою любовь к песне должен кому-то обосновывать? Так идея любого форума (спортивного, дачного, автомобильного и т.д.) — это обсуждение каких-то предметов, товаров, продуктов, способов, технологий, услуг и т.д., причем иногда дело доходит до дискуссий и споров.
      А если не хочешь обсуждать, так и не заходи на гостевую форума, сиди себе дома и слушай любимую песню.
      Кроме того, нет сомнений, что и Автору интересна обратная связь со слушателями и зрителями, и не только восторженная от фанатов.
      Признаюсь, что я даже не вспомнил, что ниже плеч может быть сердце. Почему? Потому что плечи у меня больше ассоциируются со спиной, а сердце с грудью. Помните у Ады Якушевой: «А звезда — рюкзак за плечи и пошел…»
      Если у Вас эта песня так связана с личными воспоминаниями, то тут дискуссии уже излишни.
      Добавлю, что мне еще не нравится розовый елей, эти «слюни в сахаре», которые присутствуют и в «Аннушке», и в «Этой женщине», а теперь и в «Астории». Мне гораздо ближе строчки про любовь и собор в песне «Шарлевиль»:
      Зеленой меди едкий след, как времени слеза.
      Она все ждет, а друга нет, и немы образа.
      И облаков чернильных гон цепляется за шпиль,
      Плывет, как дым, охрипший звон, спит город Шарлевиль.

    6. Ирина, когда я впервые прочитал текст песни «Астория» любви» и наткнулся на строчки:
      И шепчет Петербург-сова молитвы из дождей,
      Как юный Питер Брук слова несыгранных ролей…
      то подумал, а причем здесь Питер Брук?
      Конечно, интересен каламбур (литературный приём с использованием в одном контексте разных слов, сходных по звучанию) в словах Петербург и Питер Брук, но ведь опасно в песню для широкой публики вставлять непонятные ей слова, когда даже чисто русские слова порой не разобрать. Вот я долго не мог понять в песне «Дорога», кто это такой » и печальный великан», а потом оказалось, что «и печаль невелика». А тут Питер Брук — английский режиссер театра и кино. Вряд ли его имя известно простым зрителям на концертах Олега Митяева. Ради чего же его стоило упоминать в этой песне?
      Я заглянул в биографию Питера Брука и не увидел в ней связей с Ленинградом или Петербургом. Кроме того, Питер Брук с 20 лет ставит спектакли как режиссер, в его биографии нет никаких данных о его актерстве. Какие у него могут быть несыгранные роли?
      Очень часто известные актеры в своих интервью признаются, что они мечтали в годы своей актерской молодости сыграть какие-то роли в каких-то спектаклях, но, увы, не сбылись эти мечты по различным причинам, а время возможностей уже ушло. Но я не встречал интервью режиссеров, где бы они говорили, мол, всю жизнь мечтали поставить какой-то спектакль, но, увы, судьба не подарила им такой возможности.
      Юный Питер Брук каких несыгранных ролей может шептать слова? Что известно Олегу Митяеву про эти роли, если Брук сам предпочел стать именно режиссером, а не актером? Что-то тут не стыкуется.
      Из-за Питера Брука я могу предположить, что песню «Астория » любви» Олег Митяев написал для театральной публики и людей театра, где Питер Брук или тот же Питер Штайн очень узнаваемые люди. Помнится, в песне «Вахтанговский корабль» есть строчки:
      И все летело на костер-
      Родня,профком,погибший Гектор!
      И не вмешался ни директор,
      Ни даже главный режиссер.
      Автора ведь не смутило, что публика на концерте не поймет, о каком Гекторе идет речь, а вот в театральных тусовках, к примеру, в «Приюте комедиантов» обе эти песни будут иметь успех. Там Питер Брук должен восприниматься как некий пароль в системе актерского опознавания «свой-чужой».

    7. Виктор, как говорил мне всегда один хорошо известный Вам человек из Москвы, когда я что-то не понимала, не принимала, не разбирала в тексте новой песни: «У Олега Митяева случайных слов в песне не бывает». Как же мне сейчас его не хватает… проклятый ковид…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Поиск по сайту
Администрация сайта
Любовь
Администратор
IRINAnikol
Модератор
Все пользователи: 28169
Кто сейчас онлайн
Пользователи: гостей: 19, 1 робот
Яндекс.Метрика