Гольфстрим
сайт посвящен творчеству народного артиста России
Олега Григорьевича Митяева

Африканские полярники Олега Митяева

Африканские полярники Олега Митяева
Журнал «Ветер странствий Казахстан», №3, июнь, 2011

Место, где человек получает первое признание, неизменно привлекает его всю оставшуюся жизнь. Так получилось, что один из самых популярных российских бардов Олег Митяев свою первую награду получил в Казахстане. В начале этого года, накануне своего 55-летнего юбилея он совершил гастрольный тур по нашей стране и дал концерты в Петропавловске, Астане, Караганде и Алматы.

10

Несмотря на свой звёздный статус, Олег Митяев не потерял своей естественности и открытости. Именно таким он предстал перед алматинцами, когда нам удалось с ним встретиться. Он прекрасно помнит свой первый приезд в Алма-Ату летом 1980 года. В то время на Медео проходил Всесоюзный фестиваль авторской песни. Это был редкий случай, когда горная арена катка «Медео» была отдана бардам. Палаточные городки гостей и участников фестиваля располагались по соседству в Кимасаровском ущелье. Олег в дуэте с Петром Старцевым, ныне возглавляющим объединение «Самарские барды», исполнил тогда свою песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Жюри удостоило дуэт звания лауреатов.
Интересно, что за год до этого в 1979 году Олег Митяев вместе с Петром Старцевым представлял эту песню на конкурсе Ильменского фестиваля в Челябинской области, но там ребята вообще не заняли никакого места. Лишь совсем недавно организаторы Ильменского фестиваля вручили Митяеву медаль 1979 года и попросили прощения. Впрочем, судя по всему, Олег и не обижался на них, ведь все эти годы он активно участвовал в работе этого фестиваля, наиболее близкого к его родному Челябинску.
Казахстанцы, пришедшие на концерты Митяева, могли увидеть, что его выступления отличает не только особое романтическое настроение, но и изящная аранжировка его песен. На этот раз в Казахстан он приехал гитаристом Родионом Марченко.
— Олег Григорьевич, как долго вы выступаете с Родионом Марченко? Какие критерии у вас при отборе партнёров?
— Это непросто войти в наш коллектив. Должна быть какая-то совместимость помимо мастерства. С Родионом мы работаем уже пятый год. Он закончил консерваторию по классу гитары. В нашем коллективе ему чаще всего приходится играть на бас-гитаре. Но он справляется со всем.
— Есть ли у вас песни, рожденные в Казахстане или имеющие к нему отношение?
— Оказалось, что я очень мало знаю о Казахстане. И мне сейчас захотелось больше узнать. Я мало знал о сталинских лагерях, расположенных здесь. Интерес к Казахстану обусловлен ещё и тем, что моя мама родилась в Северо-Казахстанской области. Поэтому ещё многое мне предстоит узнать.
— Вам надо постоянно поддерживать голос в хорошей форме. Как вы спасаетесь от простуды?
— Да какой там у бардов голос? О чём вы говорите? Вообще, я стараюсь во время концертов не орать.
— Что вам больше нравятся «Уральские пельмени» или Уральские Ильмени?
— Ильменский фестиваль, который проходит на озере Ильмень в Челябинской области, на мой взгляд, играет важную роль. Каждый год в этом живописном месте собирается более 40 тысяч человек. Нередко приезжают и казахстанцы. Так что всех приглашаю.
— Ваше творчество, овеянное романтикой, заметно отличается от песен Высоцкого. Как вы к нему относитесь?
— Песни Высоцкого всегда на слуху, потому что они пророческие. Они имеют отношение к каждому, какие бы времена не наступали – «И ни церковь, ни кабак – ничего не свято». Любую песню, которую поёт Высоцкий, ты слышишь и чувствуешь, что это настоящее. Недавно я был втянут в авантюру с исполнением песен Высоцкого для одного телепроекта. Если бы его сын Никита меня так не уговаривал, я бы никогда не решился на это. Там были такие замечательные исполнители, как Безруков, Лепс. И в целом на съёмочной площадке была хорошая атмосфера.
— Был ли у вас кризис среднего возраста?
— Нет, ещё пока не было. Наверное, рано. У меня замедленное развитие.
На тему возраста мне однажды пришла записка «Спойте песню «Тихо подрастает на щенках поросль».
— Когда работа совпадает с твоим любимым делом, это называют счастьем. Вы можете это сказать о себе.
— Собственно, да. К этому добавляется моя лирически-оптимистическая натура. Нельзя сказать, что я устаю, даже когда концертов много.
— Но ведь на Грушинском фестивале невозможно спать?
— Я не отказываю себе во сне. Это раньше было, мы ходили по кострам. Сейчас очень сложно находится круглосуточно на Грушинском фестивале и ходить по кострам. Приходится приезжать, выступать и уезжать.
— Какой вид спорта подходит для бардов лучше всего?
— Здесь каждый выбирает для себя сам. Юрий Визбор занимался альпинизмом и горными лыжами. Юрий Кукин также, как и я, окончил институт физкультуры, он специализировался по фигурному катанию, я – тренер по плаванью.
— Насколько мы знаем, вы увлекаетесь настольными играми?
— Я вынужден играть в бильярд, потому что мой сосед Эльдар Александрович Рязанов заставил меня полюбить эту игру. Теперь у нас с ним постоянно идут «зарубы». Конечно, это не только игра, но и общение. Мы ведь любого можем пригласить – к нам приезжают поиграть Андрей Макаревич, Леонид Ярмольник. Они все играют хорошо, но все проигрывают Рязанову просто из уважения.
— Несмотря на обилие всевозможной пищи, наши люди выглядят физически слабее по сравнению с советскими временами. Это отражается и на спортивных достижениях. Что нужно делать, чтобы перебороть эту тенденцию?
— Для это нужно развивать массовый спорт. Это то, что было у нас. Нам не надо ничего придумывать. Нужно постараться вернуть хотя бы часть того, что существовало в советские времена. Это хоккейные коробки во всех дворах, футбольные секции, детско-юношеские спортивные школы. Внешкольный досуг был раньше очень организован. Многие мастера вышли из дворцов культуры и спорта, из каких-то кружков — авиамодельных, театральных, танцевальных. И кроме этого везде были бесплатные спортивные секции. А сейчас даже олимпийцам приходится платить свои деньги, чтобы их подготовка проходила на должном уровне. В советское время всё это было за государственный счёт. И это было абсолютно правильно, потому что это здоровье нации.
— На ваших дисках есть песни с ярко выраженным африканским колоритом. Как они появились? Приходилось ли вам исполнять их в Африке?
— В начале 90-х, когда были тяжелые времена, нам удалось организовать тур по Германии. Он прошёл очень успешно, и затем нас пригласили в ЮАР. Мы были там два раза. У нас даже вышел компакт-диск, записанный в Национальном театре в Претории. Там было много свободного времени, я стал писать песни, и писалось очень хорошо. Несмотря на то, что я был в Африке, почему-то песни сочинялись про полярников и про актрис. Конечно, над темой полярников я думал и раньше, но почему-то песни о них легко рождались именно в Африке. А затем я там же исполнял их. Когда я пел на русском, то сначала с помощью переводчика рассказывал, о чём песня. Затем я выучил несколько песен на местном африканском языке, и исполнял эти песни на концертах. Их нужно было исполнить правильно, это было непросто. Когда я вернулся, я ещё долгое время помнил африканские песни и даже как-то спел их на телевидении.
— Кого из певцов вы слушаете для души, когда, например, едете в машине?
— В последнее время я слушаю свою супругу актрису Марию Есипенко, которая начитала 16 часов романа Флобера «Мадам Бовари». Не потому, что очень нравится. Я вынужден это делать — она же потом спросит. Вот с таким трудом происходит моё образование.
— Почему бардовские клипы редко появляются в эфире?
— Говорить нужно не только о бардах. Мы не видим и настоящую поэзию в эфире. И настоящей музыки мы слышим очень мало. Мы просто отвыкли от того, чтобы слушать серьёзную музыку и поэзию. Для этого надо иметь какую-то основу. Если бы мы лет двадцать назад сделали образование и воспитание нашей национальной идеей, то сегодня мы бы не занимались переименованием милиции в полицию, потому что всё могло бы быть по-другому. Наших детей с юных лет должна окружать великая литература и великая музыка, а не реклама сникерсов, которую ежечасно вдалбливают в голову. Авторская песня – это как переходная ступенька к большой поэзии и большой музыке. Поэтому она играет более важную роль, чем популярная музыка, которая чаще всего разрушает вкус. Поэтому начинать надо с образования.

Олег БЕЛОВ
Первоисточник в Интернете http://alen_barre.yvision.kz/post/198986

Видео http://www.youtube.com/watch?v=ydJkg-JTQBM

Опубликовал: IRINAnikol(16.07.2012)
Просмотров: 282
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Поиск по сайту
Администрация сайта
Любовь
Администратор
IRINAnikol
Модератор
Все пользователи: 28196
Кто сейчас онлайн
Пользователи: гостей: 13
Яндекс.Метрика