Гольфстрим
сайт посвящен творчеству народного артиста России
Олега Григорьевича Митяева

«Диалоги при свидетелях» с Андреем Максимовым

Олег Митяев и Марина Есипенко. «Диалоги при свидетелях» с Андреем Максимовым.

Московский международный Дом музыки, 10 декабря 2017 г.

Опубликовал: IRINAnikol(23.12.2017)
Просмотров: 197
«Диалоги при свидетелях» с Андреем Максимовым: 8 комментариев
  1. Ирина, я не буду говорить о поэтической составляющей этих стихотворений, обращу внимание на то, что хотя оба стихотворения небольшие, но в них достаточно много одинаковых слов и смысловых аналогий. Оба стихотворения изложены как пожелание и напутствие близкому человеку, только у Иосифа Бродского это, видимо, молодой человек, а у Олега Митяева девушка.
    У Бродского 7 раз употребляется «да будет», у Митяева — 8 раз «будет» и «будешь».
    у Бродского — сожги как мост, у Митяева — спалить мосты
    у Бродского — звездная мишура, у Митяева — густой звездопад
    у Бродского — гореть звездная мишура, у Митяева — блекнуть большая луна,
    у Бродского — у твоего костра, у Митяева — у костра
    у Бродского — дожди, у Митяева — дождем
    у Бродского — рев огня, у Митяева — любоваться огнем
    У Бродского — бой в твоей груди, у Митяева — печаль девичьих плеч.
    У Бродского — могуч бой в груди, у Митяева — как захочет упрямо душа.
    У Бродского — прощай, позабудь, у Митяева — жалеть, сбежать.

    1. Да, внимательно перечитывая вчера тексты, я тоже заметила, что многие слова и смыслы повторяются, но это не означает, что Олег Митяев «срисовал» свою «Песню для старшей дочери» у Бродского. Подозреваю, что в свои 27 лет он даже вообще мог ничего не слышать ещё об этом стихотворении. Хотя возможно это только я такая дремучая оказалась – в 36 лет слушала альбом «Ни страны, ни погоста» вместе с остальными митяевскими альбомами и даже не подозревала, что это вовсе не Митяев, а Бродский. Поэтому песня «Прощай» до сих пор воспринимается мной, как обращение Олега Митяева к своей любимой, даже, когда я знаю теперь, что это стихи Бродского. Да и сам Бродский, по-моему, обращается в этом стихотворении вовсе не к молодому человеку, а к девушке.

    2. Ирина, если Вы тоже заметили, что многие слова и смыслы повторяются, то зачем мне задали свой вопрос?
      Я ведь тоже кроме текстов этих стихотворений никаких образцов ДНК не имею.
      Можно было бы и дальше продолжить поиски сходных слов:
      У Бродского метель, у Митяева пурга
      У Бродского снега, у Митяева снега
      У Бродского: будет удач у тебя впереди больше, чем у меня.
      У Митяева: будет девушку сын твой домой провожать.
      Тут в обоих стихотворениях применяется некий прием «понижение на поколение».
      Я не стал бы применять такие глаголы, как списал, срисовал. Это же не школьники, а самодостаточные поэты. Есть в литературной критике более мягкое выражение «оказал сильное влияние», к примеру, как Байрон на Пушкина.
      Сам Олег Митяев говорит: «Неосознанно, наверное, чье-то влияние бывает, потому что влияет всё. В свое время песни Александра Суханова мною были выучены почти все, как и песни Александра Розенбаума».
      Почему же Митяеву нельзя было попасть под влияние Бродского, если известно, что «Прощай» было написано до «Песни для старшей дочери»? Ну, не может случайно совпасть так много слов, составляющих «СКЕЛЕТ» стихотворений.
      Как поет какой-то современный репер:
      Я не в мать, не в отца, я в Иосифа Бродского.
      Лацканы пиджака чернилами покоцаны.
      Понятно, что Олег Митяев пошел дальше и наполнил стихотворение своими любимыми образами:
      Сквозь открытую в ПОЛЕ стеклянную дверь
      Забредет васильковый рассвет.
      По ЗАГАРУ ПЛЕЧА будет локон стекать
      В пляске бликов слепого дождя
      Тут уже видится параллель с «Одноклассницей» (загорелая, плеч касаний), «Черемуховыми холодами» (загара полоски, поле), «Раскладушкой» (поле, клевера запах).
      Вы замечали, что отличие от школьников, студенты так творчески перерабатывают рефераты сокурсников, что и преподаватель никогда не заподозрит плагиат.
      Поверьте, я вовсе не пытался намекать на тот плагиат, предусмотренный статьей 146 Уголовного кодекса РФ » Нарушение авторских и смежных прав», хватит уж нам в России уголовников. Шутка.
      У Бродского молодой человек или девушка? Я написал, ВИДИМО, молодой человек, поскольку и мне не очень понятно. Однако девушке не принято желать, мол, да будет МУЖЕСТВЕННЫМ твой путь, как и «МОГУЧ и прекрасен БОЙ, ГРЕМЯЩИЙ в твоей груди». Это явное напутствие бойцу.

    3. Виктор, если бы Вы не упомянули о влиянии Бродского на песню Олега Митяева, мне бы и в голову не пришло сравнивать два этих стихотворения и пытаться понять, что Вы имели в виду, поэтому и спрашиваю. В этом же году были написаны ещё две песни – «Сон» и «Фрагмент». Их тексты случайно Вам никого не напоминают? Хоть Вы и говорите, что случайностей не бывает, мне кажется это обычным совпадением.

    4. Ирина, Вы меня иногда пугаете своими попаданиями в мои мысли. Когда я писал последний пост о влиянии Бродского, то мои размышления увели меня в некий «тупичок». Я вспомнил высказывание Олега Митяева, что написав 2 песни («Как здорово» 1979 и «Родильный дом» 1981), он 10 лет ничего не писал, пока друзья его не стали теребить, чего, мол, не продолжаешь писать песни?
      Но если заглянуть в хронологию написания песен, то можно увидеть, что песни писались постоянно. И какие песни! Одни только «Фрагмент» и «Сон», написанные в 1983 году чего стоят! Откуда такая нестыковка информации от Автора и хронологии?
      Но если Автор не считал себя (до появления песни «Мой отец» 1986 и «Соседка» 1987) способным написать что-то СТОЯЩЕЕ (это его собствннная оценка), то он мог писать что угодно, в том числе и по мотивам Бродского, как Григорий Горин писал по мотивам Джонатана Свифта. Откуда Олег Митяев мог тогда знать, что станет через 30 лет народным артистом какой-то новой страны (в СССР это ему не светило), а на сайте «Гольфстрим» критики-любители будут разбирать его ранние песни?
      Марина Цветаева где-то сказала (точную цитату сейчас не найду), что она «тогда еще не знала, что она поэт». И Олег Митяев не знал.
      Я не стал тогда свои размышления выкладывать на «Гольфстриме», чтобы не упрекнули меня, мол, сам создаешь фейки, сам их разоблачаешь. А тут Вы со своим вопросом по песням «Фрагмент» и «Сон». Будто реальный телепат.
      Отвечаю: нет, эти песни о других поэтах мне ничего не напоминают. Я вообще никогда не пытаюсь сам искать аналогии каких-то песен, за меня это делает САМА ПАМЯТЬ. Я вот недавно читал на «Гольфстриме» статью Андрея Максимова, и моя память «запищала» как счетчик Гейгера, когда в несоседних абзацах пошли повторы фраз.
      Про СЛУЧАЙНОСТЬ с Вами снова не соглашусь, во-первых, Вы не можете быть объективным свидетелем в отношении песен Олега Митяева. На покаказания таких свидетелей суд не опирается, как на показания родственников. Это шутка. Во-вторых, на подобные вопросы назначают специальные экспертизы. Я хоть не лицензированный эксперт, но по совокупности косвенных признаков сделал бы положительный вывод в части влияния. А Вам сколько нужно совпадающих признаков на такой маленький текст? Сто? Тысячу? Мне видится, что все эти Ваши убеждения на уровне «веры — не веры» в Бога.

  2. Прямолинейность хороша для железнодорожных рельсов. Еще говорят, что прямолинейность это не черта характера, а состояние мозговых извилин.
    А войну Олега Григорьевича с нынешним ТВ, где я его стопроцентный сторонник, не стоит превращать в войну с нелюбимыми жанрами, мол, я все в лирике понимаю правильно, а вы все дураки. Тут мне от Олега Митяева хочется большей убедительности, разнообразия аргументов и не скатывания к черно-белым шаблонам.
    Наверное, это тот самый случай, когда ранее написанная «рецензия» к предудущей телепередаче с участием Олега Митяева полностью подходит и к новой.
    Все-таки я очень надеялся на Андрея Максимова, но как бы не менялись ведущие и названия телепередач — Олег Григорьевич Митяев практически неизменен, слишком уж он однообразен в своих выступлениях по ТВ, интервью, беседах, как пластинка готов в каждом месте говорить одно и то же, совершенно не задаваясь вопросом, а зрителю это еще не набило оскомину? Почему ему никто об этом не подскажет?
    А телезрители-то не меняются. Все тот же рассеянный по жизни полк в 37 раз слушает про «бросовое время» на циферблате часов, челябинскую радиацию, национальную идею, учителя из фильма «Доживем до понедельника», министра культуры «Мединского и, как вишенка на торте, про ненавистный шансон.
    Где-то на 8 минуте нового видео Олег Митяев произнес свое первое слово, а уже на 32 минуте перешел к шансону, который у него олицетворяет, конечно же, «Хоп, мусорок». А к истечению часа (1:02) беседы Олег Григорьевич ожидаемо дошел и до бандитов. Прямо житья ему нынче нет от уголовников, в каждой передаче он прогнозирует рост их численности от прослушивания блатняка.
    Я понял, что Андрей Максимов эту передачу вряд ли спасет, если даст Олегу Митяеву возможность говорить без сценарных рамок. Причем, помянув недобрым словом шансон, Олег Григорьевич уточнил для непонятливых, что шансон это «про парашу». Очень приятно было услышать такую вот прямолинейную подробность.
    Недавно на телеканале «Культура» Ирина Александровна Антонова, бывший директор музея им. Пушкина, сказала, что начало искусства — это начало добра и зла. Это же начало мы видим и в так называемом русском шансоне. Нет там песен про упырей и отморозков, есть песни (в меру авторского таланта) про весну, любовь, тяжкий груз на сердце, скольскую дорожку и судьбу, про ожидание свободы и мечты вернуться домой. Надо только суметь это расслышать и не впасть в предрассудки:
    Весна опять пришла, и лучики тепла
    Доверчиво глядят в моё окно.
    Опять защемит грудь, и в душу влезет грусть,
    По памяти пойдёт со мной.
    Пусть это не Пушкин, а только Круг, и это не то окно, в которое смотрят герои песен Олега Митяева, мне сейчас вовсе не хочется ударяться в сравнения. Однако нельзя же самому признанному в России лирику быть столь необъективным и все в русском шансоне видеть исключительно в черном цвете?
    Ветка мимозы, зимние сны, капля свободы, капля весны.
    Ветка мимозы, это ответ, и нету вопроса, любят или нет.
    А чем, если не запоздалым прозрением в верности своего жизненного пути, воспринимаются такие строчки:
    Над обрывом, на краю, сердце дрожь охватит.
    Жизнь босяцкую мою кто переиначит?
    Кто стакан мне поднесёт, кто свечу погасит,
    Кто простит и кто поймёт, и кто по мне заплачет?
    Золотые купола душу мою радуют
    А то не дождь, а то не дождь — слёзы с неба капают.
    Чем эти строчки не дотягивают до «неутешительных выводов» , а золотые купола до бьющейся в груди беспокойной птицы? У Круга обрыв, у Митяева обрыв, и слезы одинаково горькие. Казалось бы, полковнику полиции с двумя высшими образованиями не стоит вестись на блатную клюкву, а надо бы встать рядом с Олегом Митяевым на защиту умов от тлетворного влияния блатняка, но уж слишком неубедителен Олег Григорьевич в своей неприязни к русскому шансону. А, может, кому-то нужно снизойти с пьедестала, чтобы понять, что далеко не всем нашим гражданам доступна прелесть высокой поэзии? ИМХО.
    А «Калина красная» не про добро и зло? А разве Егор Прокудин с его судимостями не имеет более тонкую душу, чем весь тот сброд, который собрался на его загул в ресторане?
    Антонова говорит, что появление импрессионистов это протест против академизма в живописи. А шансон разве не стал протестом против официальной песни развитого социализма?
    Дошло уже до того, что даже «Ландыши» были признаны не соответствующими уровню официальной культуры, а уж песни про лагеря как можно было допускать до простого народа, у которого собственное понимание правды жизни.
    Именно из-за боязни подпитки протестных настроений посадили за песни на 10 лет Александра Новикова. Только не надо говорить, что его посадили за экономические преступления, я в то же самое время служил в ОБХСС и прекрасно помню, что подобные уголовные дела с другими фигурантами вообще не имели бы судебной перспективы. Но это же было чисто политическое дело, потому что песни Новикова тогда тайто слушала вся страна. Это трудно понять эстетам, но ведь народ всегда прав, даже когда ошибается, и с этим тоже надо считаться.
    Я вспоминаю, как я полюбил те песни, которые сейчас можно назвать русским шансоном. Когда в 1968 году вышел фильм «Ошибка резидента», где Михаил Ножкин спел «Я в весеннем лесу», то мне в мои 12 лет показалось, что эта песня какая-то особая. Её нельзя будет спеть на уроке пения, на концерте школьной самодеятельности, потому что там про тоску лагерей, вино кабаков, про певунью, с которой в стогу ночевал. Эту песню полюбили все, но какой-то тайной любовью.
    А написана она была Евгением Аграновичем в 1954 году к фильму «Ночной патруль», где Марк Бернес играл человека с уголовным прошлым, который возвращается на Родину. Увы, но трусоватое начальство Госкино выступило против сомнительной песни, которая кстати, очень понравилаь самому Бернесу. И в фильм вошла безупречная «Песня о Родине» на слова Льва Ошанина, которую вскоре все позабыли.
    Но есть-таки в жизни справедливость. Песня «Я в весеннем лесу» ушла в народ, завоевал там признание и любовь, и в 1968 году вошла в фильм «Ошибка резидента». Видимо, режиссеру Вениамину Дорману удалось доказать, что эта песня далеко не блатняк, и спасибо ему за это.
    Но сколько же еще у нас осталось санитаров леса!? Можно, конечно, при желании найти на помойке самое непотребное, но зачем привлекать к нему внимание нормальных людей? К тому же, и исполнитель, и жюри «Трех аккордов» признались, что «Хоп, мусорок» стал самым неудачным номером проекта. Зачем мечу (в лице Олега Митяева) каждую телепередачу рубить повинную голову Алены Апиной? Как-то не по-мужски. Но тут опять возникает тема добра и зла.
    Люба, извините за такие нелицеприятные высказывания, но наболело. Хотелось еще поговорить о сильном влиянии «Прощай» Бродского на «Песню для старшей дочери», но стоит ли? Настроение после просмотра «Диалогов…» не самое лучшее.

    1. Виктор, а почему Вы считаете, что стихотворение юного Бродского «Прощай» сильно повлияло на написание «Песни для старшей дочери»? Что Вы имеете в виду? Мне такая связь даже в голову никогда не приходила.

  3. Таким прямолинейным Олега Григорьевича я ещё не видел. Обычно он старался избегать острых тем и сглаживал углы. С огромным удовольствием посмотрел эту встречу, побольше бы таких вечеров. Можно даже без песен в его исполнении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Поиск по сайту
Администрация сайта
Любовь
Администратор
IRINAnikol
Модератор
Все пользователи: 1834
Кто сейчас онлайн
Пользователи: гостей: 2
Яндекс.Метрика