Гольфстрим
сайт посвящен творчеству народного артиста России
Олега Григорьевича Митяева

«Заповедник детства» (из сериала «Папик» 2)

Новая песня Олега Митяева «Заповедник детства» (из сериала «Папик» 2)
Песня в фильме с 10:07-13:36

Нам тогда казалось — всё исправится.
Заново напишем, что соврём.
И всё то, что маме не понравится,
Ластиком тихонько подотрём.

Хоть писали вроде всё по правилам,
Даже слёзы были иногда,
Но всё чаще жизнь нам двойки ставила
И звала в большие города.

Но когда-нибудь возвращаемся,
Мы однажды возвращаемся сюда,
Где как будто бы не меняемся,
Не смотря на пролетевшие года.

Здесь ещё живут, как в заповеднике,
Запахи из детства и мечты.
Я весь день готов гонять на велике
По тропинкам, где гуляла ты.

Мы когда-нибудь возвращаемся,
Непременно возвращаемся туда,
Где как будто бы не меняемся,
Не смотря на пролетевшие года.

Может быть, не всё когда-то сбудется.
Мы не станем, кем хотели стать,
Но над этим городом и улицей
Нам теперь во сне всю жизнь летать.

Мы когда-нибудь возвращаемся,
Непременно возвращаемся туда,
Где как будто бы не меняемся,
Не смотря на пролетевшие года.

Мы как будто бы не меняемся,
Не смотря на пролетевшие года.

2021

Опубликовал: IRINAnikol(14.04.2021)
Просмотров: 4 295
«Заповедник детства» (из сериала «Папик» 2): 8 комментариев
  1. В недавней своей передаче «Один» (от 21.04.2021) Дмитрий Быков, рассказывая о Франсуа Вийоне, произнес такую фразу: «Без внутренней драмы нет стихов». Это заставило меня задуматься и над песенными стихами, в том числе, и Олега Митяева.
    Но в чем должна выражаться эта драма? В героике какой-то борьбы? В любовных страстях? В бесконечных и мучительных поисках героя? А какая драма в стихотворении Пушкина «Зимнее утро»? Или это не стихи?
    И вот тут появляется новая песня Олега Митяева «Заповедник», которая видится как продолжение сериала, начавшегося с песен «Мама» или «Одноклассница» и заканчивающегося (пока) песнями «Жили по-разному» и «Никому не хватает любви».
    Это сериал воспоминаний о детстве, запахах соседских квартир и новеньких сандалей, о ягодном киселе и пирожках с вишней, о первой школьной любви и первом расставании.
    Есть ли там драма, ведь ностальгии по прошлому и первой детской любви (если эти дети не Ромео и Джульетта) драмой назвать нельзя. Как писал Александр Кушнер про прошедшие времена:
    Большей пошлости на свете нет, чем клянчить и пенять.
    Будто можно те на эти, как на рынке, поменять.
    И хотя со временем качество стихов в песнях этого «сериала» Олега Митяева потихоньку снижается (видимо, эта та самая инерция молодости, о которой говорила Виктория Токарева), но критиковать воспоминания о детстве рука не поднимается. Безусловно, это «святая» для всех тема, однако сколько же можно её нещадно эксплуатировать? Правда, есть еще сериал про «эту женщину» и полеты сквозь яблоневый цвет и вишневый дым, и он тоже достаточно заезжен.
    Последние песни Олега Митяева о детских чувствах и переживаниях написаны по остаткам памяти, ничего нового в этом сериале воспоминаний о детстве уже не будет, а подпитка чувств необходима.
    Когда-то для песни «Принцесса» нужна была реальная коммуналка на Арбате, для песни «Мужик» потеря Михаила Евдокимова, а для песни «Чужая война» реальное письмо мальчика из города Тобольска. Такие драмы порождают сильные чувства, а они уже порождают сильные стихи.
    А если былые чувства, как чайную заварку, бесконечно разбавлять простым кипятком, то каким будет качество чая? Видимо, невысокого, разбодяженного. Вместе с тем, с годами у поэта появляются опыт и мастерство, которые помогают ему писать новые песни при отсутствии сильных чувств, однако они уже настолько банальны, что совсем не цепляют.
    Я весь день готов гонять на велике
    По тропинкам, где гуляла ты.
    или
    Мы как будто бы не меняемся,
    Не смотря на пролетевшие года.
    Если сравнить эти строчки, к примеру, со строчками песни «Романс», то можно увидеть разницу, напоминающую разницу между старыми письмами в конверте и нынешними сотовыми «эсэмэсками».
    Конечно же, я ожидал и еще ожидаю продолжения иного сериала, не о далеком детстве, а о гражданской позиции («Солнечное затмение», «Абакан», «Сахалин», «Вот тебе и раз»), но, видимо, источник таких песен у Олега Григорьевича совсем иссяк.
    Вчера посмотрел на «Гольфстриме» видео песни » Самая любимая песня» из концерта в Ялте, вот в ней есть реальные чувства и драма поиска героя, и в каждом куплете «я», «моя», «моею». Вообще во всех старых песнях, есть своя драма, и везде там «я», «я», «я», а в новой песне «Заповедник» в каждом куплете «мы», «мы», «мы».
    Вот в песне Булата Окуджавы из фильма «Белорусский вокзал» очень уместны «мы» и «нам», ведь воевать сподручнее вместе. Еще вместе можно строить коммунизм или копать картошку, а вот любить девушку вместе нельзя, как и любить свою малую родину, ибо у каждого из нас это происходит сугубо индивидуально. Переход с «я» в старых песнях Олега Митяева на «мы» в его новых песнях уже вполне закончен. Меня это никак не радует, ибо я по жизни интроверт и хором петь не люблю.
    Кроме того, бесконфликтные (без драмы) песни похожи на сладкий сироп или, как пел Макаревич, на «фруктовый кефир», они рассчитаны лишь на слишком сентиментального всеядного слушателя. Конечно же, Олег Григорьевич будет новые песни вставлять в свои концерты, как творческий отчет о времени пандемии, но зрители на концертах, как мне кажется, будут просить спеть всё ту же «Маму», а не её очередную копию типа «Заповедника». Неужели никаких современных тем для песен больше нет, и в новых песнях Олега Митяева мы окончательно в светлом прошлом, как те страусы, спрячемся?
    P.S. В России с мая 2017 по май 2018 года значительно выросли продажи мармелада и леденцов, причём эти группы товара всё чаще покупают для себя взрослые граждане. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведённого холдингом «Ромир».

    1. Виктор, видимо это заказная песня, написанная специально для этого сериала. Сам сериал не смотрела, только примерно знаю о чём. Вернее, только сегодня узнала. Сначала была песня. И когда слушала её, представляла то Челябинск, то свою малую родину – город Навашино. Конечно, Олег Григорьевич поёт о Челябинске, но каждый слушатель представляет свой город и свою улицу, над которыми он летает во сне, свои запахи из детства и мечты.
      Для меня всегда важно самое первое впечатление от песни. В этот раз слёз не было – была улыбка и ощущение тихой радости.
      На пресс-конференции в «Эльдаре» Олег Григорьевич сказал, что пишутся несколько песен. Возможно одна из них та, которую Вы ждёте…

    2. Ирина, а я сразу не разглядел ссылку на ту серию фильма, где звучит новая песня Олега Митяева. Фильм вроде бы комедийный, типа «Слуги народа» или «Сватов», производства того же «95 квартала » пана Зеленского. Видимо, Олег Григорьевич с ними подружился.
      Соглашусь, что под такой формат фильма и не нужно серьезной песни, а нужна легкая песенка о том, о чем в ней, собственно, и поется. Олег Григорьевич часто говорил в своих интервью, что порой ему приходится умышленно упрощать тексты песен, чтобы они легче воспринимались слушателем.
      Я совсем не против простых песен, если в них есть смысл и драма, например, как в песне «Не нам судить». Вроде бы простой рассказ про детские книги про индейцев и пиратов, но как написан, как пробирает!
      А то, что Вам эта песня понравилась, то Вам С ПЕРВОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ понравится и прогноз погоды, который Олег Митяев споет в сопровождении своих музыкантов. Но мне в песнях Митяева всегда хочется ощутить щемящее чувство, пусть даже без музыкального сопровождения, а просто в текстах песен.
      Еще чего, гитара! Засученный рукав.
      Любезная отрава. Засунь ее за шкаф.
      Пускай на ней играет Григорьев по ночам,
      Как это подобает разгульным москвичам.
      А мы стиху сухому привержены с тобой.
      И с честью по-другому справляемся с бедой.
      Дымок от папиросы да ветреный канал,
      Чтоб злые наши слезы никто не увидал.
      Александр Кушнер
      Григорьев — Аполлон Григорьев, автор «Цыганской венгерки»:
      Две гитары, зазвенев, жалобно заныли…
      С детства памятный напев, старый друг мой — ты ли?

    3. ТОГу
      Виктор, вроде и не хотела больше писать об этой песне, хоть и думаю о ней часто последнее время, но пару слов напишу. Давно, когда младшая дочка была маленькой, я всегда давала послушать ей новую песню Олега Митяева. Не знаю почему, мне было интересно сравнить свои ощущения от песни с её мнением. Потом, когда в подростковом возрасте она начала всё больше слушать совсем другие песни, я перестала это делать – не хотела навязывать. Пусть лучше песни Олега Митяева останутся её светлым детским воспоминанием, как она написала в записке на концерте во Владивостоке. А вчера, размышляя о том, почему такая, казалось бы, «лёгкая песенка», как Вы написали, всего за полторы недели набрала больше 2 тыс. просмотров, не утерпела – послала её дочке во Владивосток, не спрашивая её ни о чём. Просто послушать, если захочет. И получила ответ: «Песня красивая!» Вот что молодёжь думает))

    4. Ирина, я же пишу только о своем мнении (как сейчас нас обозначают медики и правительство — человека возраста 65+). Совсем не удивлен, что и молодежь, и дамы эту песню воспринимают иначе.
      Только у меня каждый раз возникает вопрос: а где их аргументы? Одна дама в рецензии из 10 слов поставит 9 восклицательных знаков, другая скажет просто, что песня красивая.
      Безусловно, любовь или симпатия не требуют каких-то объяснений и доказательств, но не слишком ли всё при этом упрощается, как в начальных классах?
      Ведь в старших классах школы все мы писали сочинения, где размышляли и обосновывали, хвалили или критиковали литературных героев или просто писали о своих предпочтениях. Я до сих пор помню тему своего сочинения на экзамене в 8 классе «Шелест книжных страниц нам сопутствует в жизни повсюду». И как же я сейчас могу просто сказать, мол, красивая песня или нет? Это ни о чем.
      Вообще заметил, что многих поклонников Олега Митяева больше занимают не сами его песни, а какие-то детали типа шариковой ручки или детали портрета. Наверное, это им интересней, чем погрузиться в смысл песни, в качество строчек. Ведь поэт, как сказал Маяковский, или изводит единого слова ради тысячи тонн словесной руды, или пишет просто банальные рифмованные строчки. Разве это не видно?
      Раньше у Олега Митяева были такие тексты, какие не могли бы написать другие поэты, например в песне «Кандалакша», где образы белого пса, белой птицы, перевернутого баркаса, Хибин усиливаются еще и сложной рубленной строчкой, когда она заканчивается первым словом следующей строки:
      Баркас, давно на берег списанный, лежит
      вверх дном, лаская рёбрами ветров
      просоленные волосы, и сон
      про море видит Белое. «Пора!» —
      маяк зовёт настойчиво, И в бухте
      так остаться хочется. Зачем же,
      пролетая, птица белая кричит,
      что не вернусь?
      Высший пилотаж! Увы, в песне «Заповедник» все слишком просто. Тут не надо быть Олегом Митяевым, так могут написать и другие поэты.
      Я вчера послушал в исполнении Олега Митяева песню «Ни страны, ни погоста…», и подумал, что примерно такой НОВОЙ песни я хотел бы услышать от него. Разве стиль Бродского не близок к стилю раннего Митяева и по интонации, и и по образам?
      Твой фасад темно-синий
      я впотьмах не найду.
      между выцветших линий
      на асфальт упаду.
      И душа, неустанно
      поспешая во тьму,
      промелькнет над мостами
      в петроградском дыму,
      и апрельская морось,
      над затылком снежок,
      и услышу я голос:
      — До свиданья, дружок.
      И увижу две жизни
      далеко за рекой,
      к равнодушной отчизне
      прижимаясь щекой.
      — словно девочки-сестры
      из непрожитых лет,
      выбегая на остров,
      машут мальчику вслед.
      Конечно, это стихотворение Иосифа Бродского признано одним из лучших его стихов, так сказать, планка поднята слишком высоко, но это именно тот ориентир, к которому и нужно стремиться, если хочется писать о высоком.

    5. Ирина, вспомнилась еще одна песня, написанная почти в то же время, с которой началась моя любовь к авторской песне. Я тогда учился еще в начальной школе (у нас 1-4 классы и 5-10 размещались в различных деревянных зданиях), и на концерте художественной самодеятельности старшеклассников услышал песню «Снег» Александра Городницкого. Не правда ли, очень похожие картинки Васильевского острова и Петроградской стороны Ленинграда? Только авторские настроения разные.
      Над Петроградской твоей стороной
      Вьётся весёлый снежок
      Вспыхнет в ресницах звездой озорной
      Ляжет пушинкой у ног
      Тронул задумчивый иней
      Кос твоих светлую прядь
      И над бульварами Линий
      По-ленинградскому синий
      Вечер спустился опять.

    6. Виктор, никто ведь и не утверждает, что это лучшая песня Олега Митяева. Мне, действительно, кажется, что Олег Григорьевич специально упростил её, чтобы она соответствовала сериалу. Вернее, уровню зрительской аудитории, которая в основном смотрит сериалы. И, тем не менее, если человек, не являющийся поклонником его творчества, который буквально месяц назад скакал и прыгал у сцены на концерте группы «Би 2», говорит об этой песне Олега Митяева: «Красивая!» – для меня это что-то значит.

      О Бродском
      Да, Виктор, согласна – иногда очень похожи. Видимо поэтому я и попалась в 2006 году, когда слушала все альбомы вперемешку, не зная ни названия альбомов, ни автора песен. Я была в полной уверенности, что слушаю песни Олега Митяева. И только несколько песен мне казались какими-то странными, не похожими на другие. Я, кстати, и песни Юрия Визбора приняла за песни Олега Митяева, особенно «Леди» (на тот момент я слышала только две песни Ю. Визбора – «Милая моя» и «Домбайский вальс»), и потом, узнав, что на самом деле у этих песен совсем другой автор, очень расстроилась. Представляете, какая «темнота» была я тогда — ни Бродского, ни Визбора, ни Митяева не знала)))

    7. Ирина, да я уже писал, что, конечно же, можно сделать поправку на «заказной» характер песни «Заповедник» к конкретному фильму, но мне видятся подобные упрощения во многих последних песен Олега Митяева.
      Разве только песня «Заповедник» умышленно была упрощена автором? А песня «Никому не хватает любви» разве не упрощена до уровня этакого «лубка»?
      Оговорюсь, что песня «Ковчег» стоит особняком, ведь она написана под реально большими чувствами всеобщей беды и битвы с коронавирусом. Так иногда бывает, что несчастье способствует написанию чего-то сильного и нового, как это было с песней «Мужик».
      У «Ковчега» содержание новое, хотя вот форма старая, много раз применяемая и в «Белогорие», и в «Этой женщине», и в «Аннушке», и в «Раскладушке». Взлетели и плывем по небу:
      И лететь, наблюдая воочию, чудеса географии света,
      И глаза не смыкать даже ночью, от восторга крестясь на ходу,
      Отдавая салют пароходам и другим видам транспорта прочим,
      И махать с облаков пешеходам где-то в Токио и Катманду!
      Увы, прочие новые песни такой подпитки сильных чувств не имеют, поэтому они то про детство, то про старость. Если раньше Автор на велике катался по тропинкам, а сейчас собирается поплыть на лодке в Суздаль и Владимир. Но мысли одни и те же:
      Пришла пора бросать копить, не делать, что не хочется.
      И за здоровье можно пить, да только может кончиться.
      Разве это не повторяет похожий смысл из «Покаянной песни»:
      И так бы жить, не мучаться, шугать соблазн, как ворона.
      Но если не получится, не огорчаться здорово.
      или то же самое из песни «Маяк»:
      И конечно, просыпаясь, улыбаться,
      Это все, что нам с тобою остается.
      Как говорится, мечты и будни пожилого человека. Но сколько можно эту тему повторять? Хотя вот в песне «Холода» она использована очень удачно, вроде бы там и язык простой, но там образы очень яркие и грусть светлая, а не тоскливая стариковская.
      И еще о проникновении образов Иосифа Бродского в творчество Олега Митяева:
      Бродский: И душа… промелькнет над мостами в петроградском дыму.
      Митяев: И душа… отчалит в дрейф по старым дворам и по кухням.
      Бродский: и апрельская морось, над затылком снежок,
      и услышу я голос: — До свиданья, дружок.
      Митяев: А с небес три дня, порошит снежок…
      Как там, без меня? Ты живешь, дружок?
      Похоже, что Олег Митяев под впечатлением не одного только стихотворения «Прощай» Бродского, но и стихотворения «Ни страны, ни погоста». Хотя, несомненно, опять это просто совпадения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Поиск по сайту
Администрация сайта
Любовь
Администратор
IRINAnikol
Модератор
Все пользователи: 23777
Кто сейчас онлайн
Пользователи: гостей: 6, 7 робота
Яндекс.Метрика