Дуэт Пётр Старцев — Ирина Вольдман (Колесникова). «За полярным кругом…» (сл. и муз. Олега Митяева). Самара, ЦСМ, 20.03.2009.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=cRk1OOCr7FQ
Просмотров: 430
Дуэт Пётр Старцев — Ирина Вольдман (Колесникова). «За полярным кругом…» (сл. и муз. Олега Митяева). Самара, ЦСМ, 20.03.2009.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=cRk1OOCr7FQ
Класс! Первоначальный вариант — самый любимый!
Ирина, эмоции Ваши вполне понятны, какая же женщина захочет последний куплет про любовь убрать из песни? Но попробуйте взглянуть на эту песню с другой стороны, например, глазами жителя Мурманска.
Я два последних школьных года жил и учился в Мурманской области, в 190 км от самого Мурманска. За это время почувствовал, что такое Заполярье, а главное — как ощущают себя северяне по отношению к другим регионам СССР. Да, на Севере многого не хватает, но есть свои основания для гордости, те, что названы в песне Олега Митяева «За полярным кругом» или показаны в романе Олега Куваева «Территория» (где Север уже колымский).
Когда жители Мурманска или Мурманской области слышат песню Олега Митяева «За полярным кругом» в окончательном варианте Автора, то они понимают, что эта песня про них самих. Но когда в последнем куплете поется: «Думал, я тебя забуду средь арктического чуда, но чем дальше уезжаю, тем люблю сильней», то сразу же возникает ощущение, что песня-то не про мурманчан, а про москвича, у которого в Москве осталась любимая женщина, с которой разрушены отношения, но забыть её и разлюбить у героя не получается.
А сам Мурманск в песне всего лишь как антураж, обстановка, среда, в которой очутился этот оказавшийся ненадолго в Заполярье человек. Ведь потом он или «помирится» снова с любимой или поймет, что Заполярье, как лекарство, для него не сработало, поэтому в любом случае он из Мурманска уедет.
Я могу ошибаться с выводом о причинах, по которым Автор убрал последний куплет из окончательного варианта этой песни, тем самым подарив и посвятив эту песню именно мурманчанам и Мурманску. Теперь они не фон и антураж для некого героя, убежавшего в Мурманск от несчастной любви, а сами полноправные герои песни.
Представьте себе, Ирина, что Олег Митяев вдруг написал песню про Николаевск-на-Амуре, где описал красоту низовий Амура, вспомнил исторические события от адмирала Невельского и японской интервенции 1920 года до Великой Отечественной войны, когда в 1945 году в Николаевске-на-Амуре базировались подразделения армии и флота, освобождавшие южный Сахалин от японской оккупации.
Но вот в последнем куплете Автор вдруг напишет про человека, убежавшего от несчастной любви из центра России на Дальний Восток в поисках возможности забыть любимую. О ком бы оказалась эта песня: о Николаевске-на-Амуре или об оказавшемся на кетовой путине москвиче? Вам бы этот куплет не показался бы лишним?
Без последнего куплета и Мурманск (реально), и Николаевске-на-Амуре (в мечтах) могут считать эти песни своими визитными карточками, а вот с последним куплетом этого уже не получается. Вы не согласны?
Виктор, да понятно, что без этого куплета песня воспринимается, как визитная карточка Мурманска. Но я же не житель Мурманска, мне ближе этот вариант. С ним песня совсем о другом…
А уж куплет из «Лета…», который Олег Митяев тоже практически не поёт теперь, сейчас, в последних днях лета, просто из головы не выходит:
«Лето растворится сентябрём в бликах,
Пульс его всё медленней начнёт тикать…»
«Авиатор», «Шарлевиль», «Плановый концерт», «Ермак», «Дорога в сад»… наверняка есть ещё песни, в которых некоторые куплеты остались только в черновиках. Но в интервью Ксении Стриж ещё в 2007 году, по-моему, Олег Григорьевич сказал, что он вынужден искать золотую середину и выбрасывать какие-то куплеты, чтобы песня не получалась слишком длинной или как с песней «За Полярным кругом», например — или о Мурманске, или о любви))