«Писательский» период Олега Митяева
Один из самых известных бардов современной России Олег Митяев недавно отметил свое пятидесятилетие. Его песни заслуженно завоевали любовь широкого слушателя своей искренностью, проникновенностью и понятностью: не раз приходилось слышать от пришедших на концерт Олега Митяева нечто вроде: «А ведь точно, так оно и было!». Олег Митяев принял участие в праздновании Дня шахтера в Кузбассе и после одного из концертов любезно согласился рассказать о себе и о своем творчестве читателям «МК».
Вспоминая аккорды…
— Олег, не секрет, что Ваши песни поют сегодня по всей стране и даже за пределами России. Вы достаточно активно гастролируете, часто приходится петь наиболее популярные свои произведения. Скажите, а у Вас лично от такого частого исполнения собственного репертуара не наступает своеобразная усталость, говоря проще, песни не надоедают?
— Я бы не сказал, что надоедают. Тут, пожалуй, другое. Любая песня (если это хорошая песня) проходит определенные этапы. Сначала она как бы «обкатывается», то есть я к ней привыкаю, пробую так, иначе, какие-то вещи с аранжировкой пытаюсь реализовать. Потом песня более или менее долго находится в активном исполнении: она нравится людям, на концертах ее просят спеть (или я сам включаю удачное произведение в свои публичные выступления). И третий этап, последний, — я песню «забываю», если так можно сказать. Дело в том, что новые песни постепенно накапливаются, их тоже начинаешь активно исполнять, соответственно, старые постепенно отходят на второй план, о них все реже вспоминаешь. Так что говорить о том, что какие-то мои песни мне надоели, не совсем правильно. Скорее всего, я их просто сегодня не вспомню. В этом плане хорошим примером может служить то, что, переслушивая как-нибудь в свободное время старые песни, нередко удивляешься: «А вот ведь неплохая вещица, почему бы ее сегодня не включить в концерт? Или вот эта… Надо только слова вспомнить, аккорды, несколько раз отрепетировать…»
Самодисциплина: писать «через отвращение»!
— Ваши песни о любви, о войне, о времени очень близки многим слушателям. Пожалуй, во многом из-за их «бардовской» составляющей. А сейчас, спустя уже много лет с начала творчества, где Вы берете новые темы, как удается избегать «попсовости»?
— Буду банален: все песни выходят из жизни. А что получится в конце концов — сказать сразу трудно. Например, песня, которая стала достаточно популярной (думаю, что во многом благодаря видеоклипу, который часто «гоняли» по ТВ), — «Крепитесь, люди, скоро лето!». Лично мне она не очень нравится. Но, когда я ее сделал, мне понравилась мысль о том, что здорово будет: приеду в какой-нибудь город зимой, а там афиши расклеены с названием песни — по-моему, здорово, весело и даже теплее должно становиться людям. А по поводу «попса — не попса» скажу только, что все песни я пишу так, как пишется. В силу ли образования, собственного ли интеллекта. Но они такие, какие есть. Да, они достаточно простые, может быть, поэтому на мои выступления и собираются полные залы. В этой связи остается пошутить, что когда-нибудь слушателей станет меньше, концертные залы опустеют, потому что песни станут слишком умными.
— Вы достаточно редко выступаете в сборных концертах с участием других артистов. Почему?
— Поверьте, это не из принципиальных соображений, а просто так складывается. Хотя с кем-то мы все равно пересекаемся. Вот, например, с покойным Михаилом Евдокимовым. С Мишей мы вместе учились, так знакомы были давно. Даже спектакли ставили в училище. Весело было очень. И как-то получилось потом, что я пригласил его для съемок клипа на песню «Крепитесь, люди…» Из совместных проектов стоит отметить альбом с Анатолием Кроллом. А вот с Вениамином Смеховым все никак не получается. Уже два года не можем реализовать нашу совместную идею «вокруг Пушкина»: я буду петь, а Вениамин — читать стихи поэта. Хотя, по большому счету, мне не хватает времени на то, чего хочется больше всего, — просто писать песни. Потому, например, странно, когда кто-то из исполнителей пытается заниматься собственным бизнесом, не связанным со сценой и творчеством, — деньги зарабатывать. Лично мне не до этого. Кстати, как раз сейчас у меня прекрасное время — «писательский» период. Отпраздновал юбилей, прошли многочисленные концерты. А сейчас можно отдохнуть, встретиться с друзьями, выпить — это и есть чудесный «писательский» период. Если честно, то самодисциплины мне часто не хватает — сесть за стол и сказать себе: «Пиши!» Как-то все само собой получается. Хотя моя хорошая знакомая писательница Виктория Токарева однажды очень точно заметила, отвечая на вопрос: «Как вы пишите?» — «Через отвращение!» Шутка, конечно…
— Олег, у вас актерское образование, а предложений сняться в кино к вам не поступает?
— Вообще, это вопрос сложный. Дело в том, что сниматься очень непросто. Знаете, недавно на одном из концертов, когда на гитаре порвалась струна, я подумал, что неплохо было бы выступать под «минусовку», то есть когда записана музыка, а ты только поешь. Но я к этому не готов — выйти на сцену без гитары. Так и в кино. Понимаете, это специфическое ощущение — попытка перевоплощения. Для этого нужен очень хороший режиссер, хорошая роль, что ли… Но самое главное — огромные эмоциональные затраты. Ну не готов я пока к этому. А вот, повторюсь, с тем же Мишей Евдокимовым мы в свое время в ГИТИСе «давали джазу». С Мишей и с Галей Исхаковой. Ставили спектакли, которые, к сожалению, нигде не записаны. Но так здорово мы «отрывались», настолько сами «балдели» от того, что делали, что я до сих пор этого не могу забыть. Причем переиграли самых разных авторов. Так что, думаю, выступить в качестве актера мне было бы очень интересно и сейчас, но… Знаете такой старый анекдот: «Как-то проститутку спросили: «А вы когда-нибудь любили?» На что она ответила: «Оно мне надо — такой стресс?!» Так и в актерстве — необходимо все пропускать через себя, через собственные эмоции.
— Нередко можно услышать, о каком-нибудь исполнителе, что он поет, как Митяев. Так что же, «Митяев» — это отдельное направление в музыке?
— Ну, не знаю. Наверное, есть что-то такое, что отличает мои песни, делает их узнаваемыми, что ли. Но чтобы отдельное направление… Хотя, бывает, слушаю чужую песню, и кажется, «похоже на что-то мое». Например, думаю, вполне смог бы спеть «Проститься» группы «Ума Турман» и никто бы не заметил, что не я автор. Или вот еще — певец Трофим. Мне кстати, очень нравятся его лиричные песни. Но в том, что песни могут как-то перекликаться, нет ничего предосудительного. Все пишут, стараются сделать свое, непохожее. Получается, увы, не всегда. А с другой стороны, я сам когда-то начинал и неосознанно пытался подражать признанным авторитетам: Розенбауму, Ланцбергу, Суханову, даже Городницкому (хотя ему, наверное, подражать невозможно). Но на одном подражании ничего не получится. Публику не обманешь: человек придет на твой концерт только в том случае, если ему нравится именно твое творчество, а не то, как ты подражаешь…
Беседовал Игорь Рожков
30 августа 2006 г
Первоисточник в Интернете http://sibdepo.ru/projects/persona/55015-pisatelskiy-period-olega-mityaeva.html