Песня Олега Митяева «Раскладушка» в исполнении трио «Лунный медведь» (Алексей Задворочнов, Светлана Долгих, Юрий Пашков).
Концерт «Осень на троих» (г. Пермь, концертный зал гостиницы «Урал» 22.10.2024)
Автор видео: Владимир Зырянов
Источник: https://vkvideo.ru/video13626174_456239724
Просмотров: 122
Ирина, я знаю о вашем особом отношении к песне «Раскладушка», поэтому и поставил в конце ИМХО. И еще знаю о вашем клипе к этой песне, где к каждой строчке подобрана соответствующая красивая фотография. Поэтому я не стал обращаться лично к Ирине, а просто написал про свое видение этой песни и ее исполнении трио «Лунный медведь».
Не стоит в очередной раз повторять, что мужчины думают головой на основе логики, а дамы сердцем на основе эмоций, но согласитесь, что можно оценивать песню как произведение искусства (как оценивают книгу, кинофильм или картину), а можно, как некую частицу своей биографии.
У каждого из нас есть памятные песни своего детства или молодости, связанные с нашими личными ощущениями и воспоминаниями о малой родине, бабушке, маме, первой любви. Но если обсуждать песню публично, как произведение искусства, то аргументы не должны быть завязаны на своей биографии.
Сам Олег Митяев как-то говорил, что для оценки своих стихов надо брать в сравнение классиков поэзии. Вот и я для сравнения «Раскладушки» взял песню «Авиатор», а мог бы взять, например, «Дорогу» или «Места глухие». В этих песнях тоже есть и конфликт («Когда хандра привычна и долга» или «А пароходик все не приходит… чтоб холода в разлуке переждать»), и надежда на утешение («И ты возникнешь, как ночной звонок межгорода»… или «Как в обереге на дальнем бреге твой абажур в окне, как мандарин»).
По-моему, сравнение песни с песней более объективное для ее оценки, чем личные привязки. Я в своей жизни столько раз ночевал на раскладушках, в том числе, и в яблоневом саду в Харькове летом 1972 года, но брать эти факты для оценки песни мне как-то в голову не приходит. Или оценивать особую для меня песню «Прощай, со всех вокзалов поезда…» только из-за того, что она впервые прозвучала в самый канун моего двадцатилетия в феврале 1976 года? Ну, кому это будет интересно услышать в качестве аргументов?
ИМХО, главное, чего нет в этой песне — это мелодии. А она просится. И вообще кажется, что песня сделана на скору руку, многие строчки царапаются. Митяев часто изменяет свои тексты, а здесь все неуместны строчки остались на своих местах.
Вот видите, Ольга, у всех свои ощущения. А у меня всегда мурашки от мелодии в этой песне, особенно от последнего варианта, вошедшего в альбом «Позабытое чувство». И слова все на своих местах – в самое яблочко. Я, конечно, ничего не смыслю в поэзии и не пишу стихи, но для меня важно, чтобы от песни (стихов) в тебе что-то отзывалось. Тогда это твоё, и ничьё мнение о том, что мелодии нет, и стихи не те уже ничего для меня не изменит.
Классное исполнение! Хоть и не авторское, но всё равно до слёз.
«Раскладушка» это одна из немногих песен Олега Митяева, которая не хочет сама запоминаться и «вползать под ребро», несмотря на ее красивые сравнения и метафоры. Почему?
Эта песня, скажем так, без подлежащих, лишь в конце однажды выскочит местоимение Я. При этом в тексте песни обилие глагольных сказуемых, что само по себе затрудняет восприятие текста. Вот взять для примера выражение «Решил встать пойти купить выпить», которое с одними глаголами воспринимается с неким тормозом. И хоть в «Раскладушке» есть еще много слов, и вроде всё понятно, но в таком виде ее текст запомнить сложно. Да и запоминать не особо хочется, поскольку в ней нет щемящего чувства, без которого митяевские песни для меня как еда без соли.
А щемящее чувство появляется, когда в песне есть конфликт, есть неудовлетворенность от происходящего, но есть и надежда на некое утешение. А в «Раскладушке» и без всякого «если» на обед мёд, за окном рай. Полная гармония: полетал, повосторгался, заскучал по любимой и развернулся домой.
Для сравнения можно взять песню «Авиатор», где герой также отправляется в полет, также восторгается видом города. И здесь тоже «лето тает», как в «Раскладушке», где «лето… превращается в день».
А в чем отличие? В «Авиаторе» на месте все подлежащие: и пора, и штиль, и порок, и город, даже местоимение «Я» употреблено 6 раз, что делает текст легким в восприятии. Ну, и строчки здесь попроще, хотя и не менее образные. И в финале пресловутый конфликт в виде закрытой двери в «ангар», ведь у героя жизнь никаким медом не пахнет, его порок и прост, и понятен. Есть ли в песне надежда? Есть, когда она, увидев героя в небе, улыбнется. Классический сюжет хоть для песни, хоть для пьесы.
Когда Олег Митяев сам исполняет «Раскладушку», то благодаря его интонации и тембру голоса песня звучит как некая исповедь. А вот в исполнении этого трио песня воспринимается иначе, потому что в мужской исповеди женский голос лишний. И тут совсем не нужно красивыми голосами вытягивать слова и строчки, как это делают, например, с песней «Надежда» Пахмутовой или «Одинаковые сны» Митяева некоторые дуэты. В этих песнях поется от «мы», «нам», а «Раскладушка» мужская песня, и вполне очевидное соло. ИМХО.
Виктор, ещё как «влезает под ребро». Каждый раз, когда я слышу эту песню, вспоминаю, как я слушала «Раскладушку» самый первый раз, в 2007 г. У меня не просто слёзы ручьями по щекам текли, я так рыдала, что прибежал перепуганный муж посмотреть, что случилось, и почти за шкирку утащил меня на кухню от компьютера со словами: «Ты мне сейчас всю клавиатуру слезами зальёшь»)) Так много попаданий в самое яблочко, что для меня эта песня долгое время, да и сейчас тоже, абсолютно «про меня», хоть она и написана от мужского лица. И даже мечта полетать на раскладушке, словно про меня в детстве. Каждый раз, когда я ночевала с родителями в саду, я ставила раскладушку посреди сада и долго рассматривала звёздное небо, мечтая, как и все дети, наверное, в СССР, о космических полётах. Так и засыпала.
А слова:
«Если даже за окном рай,
Если даже на обед мёд,
Нам всё грезится другой край,
Тот, который нас давно ждёт…»
в тот год были 100% «про меня» — 15 лет не была на родине и не видела маму. Вот и прорвало меня тогда у компьютера… В 2008 г. мы, наконец, поехали с мужем и девчонками к моим родителям в Навашино, а заодно встретились с митяевцами с гостевой офсайта и побывали впервые на живом концерте Олега Митяева в Москве. В записке я попросила Олега Григорьевича спеть для мужа «Раскладушку», и он спел. А я потом полночи не могла уснуть оттого, что в голове звучало это концертное исполнение с такими великолепными проигрышами от Леонида Марголина, что только от них одних мурашки по коже.
Видимо поэтому в этом неавторском исполнении женский голос для меня совсем не лишний. Для меня эта песня и женская тоже))
Ольга, не хочется залезать на территорию «музыки», которую я никогда не обсуждаю в песнях Олега Митяева, но в каждой песне есть мелодия. Просто в одних песнях она похожа на марш (например, «День Победы» Тухманова), а в других на вальс (например, «Школьный вальс» Дунаевского и Матусовского). Мелодии этих песен можно играть и без пения на парадах и танцах. Но это ли главное в песне? Опять возьму для примера песню Высоцкого:
Ну вот, исчезла дрожь в руках, теперь — наверх!
Ну вот, сорвался в пропасть страх — навек, навек.
Для остановки нет причин — иду, скользя,
И в мире нет таких вершин, то взять нельзя.
Среди нехоженых путей один — пусть мой.
Среди невзятых рубежей один — за мной.
А имена тех, кто здесь лег, снега таят.
Среди непройденных дорог одна — моя.
Здесь голубым сияньем льдов весь склон облит,
И тайну чьих-нибудь следов гранит хранит,
И я гляжу в свою мечту поверх голов
И свято верю в чистоту снегов и слов.
И пусть пройдет немалый срок — мне не забыть,
Как здесь сомнения я смог в себе убить.
В тот день шептала мне вода:»Удач всегда…»
А день… какой был день тогда? Ах да — среда!..
Ну, какая здесь мелодия, чтобы ее можно было слушать без слов? Ни вступления, ни припева, можно только просвистеть в конце. Но зато какая песня! Как она цепляет за душу. Кстати, здесь и конфликт имеется: страху, дрожи в руках, сомнению противостоит утверждение, что в мире нет вершин, что взять нельзя. И есть надежда в виде веры в чистоту снегов и слов.
Вы написали, что «многие строчки» в «Раскладушке» царапаются. Но почему бы не привести конкретный пример этого? Когда человек говорит, что песня не зацепила, то это можно и не аргументировать. Но когда строчка «царапает», то почему бы не назвать эту строчку для ясности? Меня в свое время зацапала строчка про «довоенные веснушки», строчка «Ах, Аннушка, Вы так молодО всё укутали, возлюбя» или название концерта «Астория любви», которые никак нельзя было обосновать с учетом правил русского языка… А что бы Вам не привести примеры «царапающих» строчек? Было бы интересно.