Гольфстрим
сайт посвящен творчеству народного артиста России
Олега Григорьевича Митяева

ТВЦ, канал «Настроение», рубрика «Хит-просвет» 16.07.2021

«Хит-просвет» от Олега Митяева на канале «Настроение». Эфир 16 июля 2021 г.
Источник: https://nastroenie.tv/episode/188437

Опубликовал: IRINAnikol(30.07.2021)
Просмотров: 563
ТВЦ, канал «Настроение», рубрика «Хит-просвет» 16.07.2021: 16 комментариев
  1. К вопросу о «вопросах». Давно очень, собираю в блокнотике вопросы Олегу Григорьевичу, свои собственные конечно. И о песнях, и о жизни. Накопилось конечно листов несколько. Уверена, у многих посетителей и друзей сайта они тоже есть, что и подтверждает разговор об этом. Интересное интервью могло-бы получиться. Только наверное не стоит их публиковать открыто? Можно их высылать на почту мне или Ирине. Возможно у Олега Григорьевича будет желание и возможность ответить на них?

    1. Уважаемые Любовь и Ирина, меня печалит ваша неуверенность, когда вы говорите про возможности и желания Олега Григорьевича когда-то ответить на вопросы посетителей «Гольфстрима» или что-то спеть на провинциальном концерте в привязке к какому-то местному событию.
      А ведь про него говорят, мол, очень простой, добрый и отзывчивый Олег Григорьевич человек. И то, что он читает гостевую «Гольфстрима» (по-моему, единственную обратную связь со слушателями), я много раз слышал именно от вас, мол, не перегибайте палку с критикой, ведь Автор читает гостевую.
      А тут получается, что шансов задать Автору вопрос через «Гольфстрим» и получить на него ответ не так уж и много. Более того, за 13 лет моего наблюдения в интернете за митяевскими гостевыми (офсайт, Гольфстрим, МЖ), я видел сотню вопросов поклонников, но не видел ни одного ответа на них, в то время как многие артисты (от Магомаева до Марголина) на какие-то вопросы отвечали. Видимо, это принципиальная позиция Олега Митяева — не связываться никакой перепиской ни с какими форумами поклонников. Безусловно, любой артист имеет на обратную связь с поклонниками свой личный взгляд.
      Вместе с тем, мне приходилось не один раз читать и слышать, какой Олег Митяев хлебосольный хозяин, как он собирает у себя в Ватутинках большие компании известных лиц. Мы можем это видеть и на фотографиях, направляемых им в архив «Гольфстрима», и сам Олег Григорьевич в своих рассказах неоднократно говорил, как он стремился познакомиться и с Леонидом Филатовым, и с Юрием Визбором, и с Булатом Окуджавой. А с какой гордостью он рассказывает о своих легендарных ватутинских соседях: Рязанове, Тодоровском, Токаревой! Всё это хорошо и здорово, но с другой стороны видно, что его всегда интересуют отношения с теми, кто находится выше его в творческой иерархии. Видимо, именно так творческим людям из провинции приходится пробиваться наверх, чтобы стать среди них своими.
      Я помню, как лет 5 назад, сидя в жюри какого-то очередного телешоу, Геннадий Хазанов вдруг рассказал, как он впервые попал в гости к Митяеву. Хазанов был допоздна занят на ТВ, когда раздался звонок Олега Митяева с приглашением тотчас приехать к нему в Ватутинки. Хазанов было отказался, мол, пока он занят, да и поздно уже, и дороги он не знает. Однако Митяев был настойчив, звонил несколько раз, и добился, что Хазанов поехал к нему в гости, где оказалось много известных людей. Какие выводы делать из этого рассказа — каждый решит по-своему.
      Я давно называю гостевую «Гольфстрима» детской песочницей, куда серьезные люди не заходят, а заходят чудаки и мечтатели, наслушавшиеся митяевких песен, чтобы получить какую-то связь с любимым Автором. Увы, это лишь иллюзии. Но я думал, что у администраторов сайта «Гольфстрим» таких возможностей намного больше, но по их ответам вижу, что это не так, надо долго ожидать подходящий момент, чтобы задать несколько вопросов о его же песнях.
      Все это напоминает мне строчки из стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда»:
      Впрочем, что ж мы такую особу
      Беспокоим для мелких людей?
      Только не говорите мне, что Олег Григорьевич круглосуточно занять гастролями и общественными делами, все же сайт «Гольфстрим» это не какая-то бульварная пресса, на просьбы которой ему можно не обращать внимания. Или «Гольфстрим» сам себя поставил в такое незавидное непартнерское положение своей излишней учтивостью? Извините меня за прямоту, уж слишком долго я это наблюдаю.

    2. Ирина, спасибо за наводку на это интервью. Я всегда восторгаюсь Галиной Хомчик, никогда не имел к ней и её творчеству никаких вопросов (замечаний), со многими её высказываниями в этом интервью вполне согласен.
      Очень интересно она высказалась о людях, которым жизненно необходимо погружаться в раздумья и анализ поэзии или песен, как будто по меня сказала.
      Но если Олег Митяев дипломированному филологу говорит, мол, ты ничего, Галька, не понимаешь в поэзии, то представляю, что бы он сказал мне, ветерану полиции, когда я тоже иногда «спотыкаюсь» о какие-то спорные слова или строчки в его песнях. Ты кто, мол, такой?

    3. Да, Виктор, и я сразу про Вас в этот момент подумала)) Мне тоже ОЧЕНЬ понравилось интервью. Если коротко описать свои ощущения от него – искреннее, солнечное и познавательное. Особенно, конечно, врезалось в память то, что касается творчества Олега Митяева. Потому что то, о чём говорила Галина, и мне очень-очень близко. Эти «совершенно фантастические образы из песен, в тебя входящие и не выходящие никогда», всплывающие в голове в виде строчки какой-нибудь, когда что-то видишь на улице, например, или ещё где-то. Эта любовь к поэзии через песню, через авторскую, прежде всего, но не только. Сначала слышишь слова в песне, а потом уже с удовольствием читаешь их, как стихи. Эта постоянная необходимость в этой жизненной беговне сесть, послушать, подумать и проанализировать что-то.
      Что касается «спотыканий» в текстах песен… Виктор, совсем не прислушиваться Автору к тому, что говорят другие о тексте, было бы глупо, наверное. И не важно, кто это говорит – человек с филологическим образованием (как Галина Хомчик) или простые слушатели без этого образования. И на моей памяти Олег Григорьевич несколько раз менял после наших обсуждений в гостевых что-то в песне или наоборот возвращался к первоначальному варианту. Вот и Галина Хомчик сказала в интервью, что он, хоть и возмущается иногда, что, мол она не понимает ничего в поэзии, изменил в конце-концов что-то в тексте.
      Интересно, дописалась ли уже песня со строчкой Галины Хомчик — «Я с детства ненавидела палатки…». Почти год прошёл с той передачи, где Олег Григорьевич сказал, что пишется песня…
      А ещё, судя по этим словам в недавнем интервью Марины Есипенко, опять пишутся песни к спектаклю, в этот раз по пьесе Сергея Плотова.
      «Сергеем Плотовым специально для меня уже написана пьеса. Надеюсь, что в следующем сезоне нам удастся сделать спектакль. Даст бог. В этой пьесе есть и драма, и комедия, и детектив. И будут песни-зонги — вид баллады, часто пародийного характера, содержащей едкую сатиру, — которые пишет мой супруг Олег Митяев».

    4. Ирина, я подозреваю, что есть какая-то схожесть в том, как дамы «Гольфстрима» относятся к Олегу Митяеву, с тем, как я отношусь к Галине Хомчик. Видимо, тут играют роль наши не половые (анатомические), а гендерные различия, в первую очередь психические и социальные, о которых я давно уже писал: мужчины больше думают головой, а женщины сердцем, мужчины больше опираются на логику, а женщины на эмоции, бывают чисто мужские преступные группировки, а о чисто женских я не слышал и т.д.
      К словам Галине Хомчик о её тяге к добру и радости я отношусь спокойно, а вот аналогичную тягу к добру и радости любого мужчины я бы обязательно оценил в контексте его поступков. Ну, не пристало казаку булки стряпать.
      Все рассуждения Галины Хомчик, которые вызвали бы у меня вопросы, я принял бы как её женский взгляд на жизнь, а вот принять без вопросов все рассуждения Олега Митяева, как мужчины, я не могу — обязательно начну их «примеривать» на себя.
      Женщины воспринимают Олега Митяева иначе, чем воспринимают его мужчины, поэтому (надо это честно признать!) глупо мужчине обсуждать с женщинами то, что определяется гендерной принадлежностью.
      Когда мы говорим о гражданской позиции, то женщины тут же призывают не «толкать Олега Митяева на баррикады». Кстати, и моя жена всю жизнь дергает меня на улице за рукав, если возникает мало-мальски конфликтная ситуация, мол, не надо вмешиваться ни во что, если это напрямую тебя не касается. Что поделать, это типичная женская натура, прямо как в той песне: «Не ходил бы ты, Ванек, во солдаты».
      Как в народе «пляшут от печки», так и я больше отталкиваюсь от песен, а не от личной жизни автора-исполнителя, как бы сильно она не отражалась на его песнях. Мы уже обсуждали закономерность, что наиболее впечатляющие песни или фильмы рождались, когда их авторы были очень влюблены или терпели фиаско на «личном фронте». Поэтому, услышав от кого-то, что Автор целый год пишет новую песню или куплеты к какому-то спектаклю, я задаюсь вопросом, а что у Автора сегодня болит? Ведь известно, что когда не болит ничего, то и не пишется ничего, цепляющего душу слушателя.
      Будет ли новая песня соответствовать духу времени или авторская ностальгия опять перенесет нас в детство? Будет ли это «пришедшая с небес в гости» песенка или будет механически собранная песня с узнаваемыми образами из старых песен? По-моему, раньше Автор писал о том, что его реально тревожило, а сейчас пишет то, что может быть продано как новая песня. ИМХО.

  2. На вопрос о том, что автор имел в виду какой-то строчкой, не всегда может быть дан ответ. Часто любой ответ будет разрушительным для стиха, поэтому уход от ответа и вправду лучший выход. Я не именно про эти дрова, а в целом про желание задавать вопросы о стихах.
    Тем более, когда стихи действительно потрясающие, то вообще неважно, что в этот момент думал автор, важно, что думал Бог.

    1. Девочка, Вы не правы.
      Послушайте, как анализирует Михаил Казиник стихи Пушкина. С трепетом и любовью — о чём думал и через какую призму смотрел Бог

    2. Мария, если мы говорим о каком-то отдельном фильме, то вряд ли стоит говорить обо всем искусстве кино. Если обсуждаем какую-то песню, то вряд ли стоит говорить о скрытых смыслах поэзии, тайнах посвящения стихов, музах поэтов и т.д. и т.п.
      В данном случае в песне «Жили по-разному» я увидел обращение Олега Митяева к своему поколению, которое вместе с ним прошло путь от детства в 50-х и 60-х годах до нынешних 65+. Эта песня-воспоминание о «деталях» детства , присущих именно тем временам.
      В песне «Светлое прошлое» назывались рубашки в клетку и плащи из болоньи, а в песне «Мама» вспоминался запах новеньких сандалей и в кульке за рубль десять карамель. Все эти детали узнаваемы до боли, но вот строчки:
      «Мы, поколенье не хором запевших.
      Словно забытое на карусели,
      Мы поколение дров отсыревших».
      требуют более-менее осмысленного понимания, которого, у меня, как у представителя того поколения, увы, нет. Да и другие слушатели и читатели пока молчат, чувствуется, что и у них нет такого понимания, иначе мне бы давно всё уже растолковали.
      Ваше позиция, что «любой ответ будет разрушительным для стиха, поэтому уход от ответа и вправду лучший выход», ВОЗМОЖНО подошла бы для песен «Тоска» или «Романс», где ПОЭТ отрывается от обыденного мира в свой собственный мир, где глупо задавать вопросы типа: а кто и как вышел в синеву или кто же такой «единственный в галактике желанный поздний гость».
      Но в данном случае понимание смысла «дров отсыревших» просто необходимо для слушателя, в том числе, и для меня. Меня ведь Автор не называл «вышедшем в синеву» или «гостем под яблоней», а взял и прямо назвал «забытым на карусели», прямо как у Агнии Барто:
      Зайку бросила хозяйка — под дождем остался зайка.
      Со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок.
      А про поколение «дров отсыревших» вообще ни одного объяснения у меня нет. Или это никому это не интересно, кроме меня?
      Ирина, я предполагал, что у «Гольфстрима» есть прямой двусторонний контакт с Олегом Митяевым, или его нет? Разве «Гольфстрим» не лучший «митяевский сайт» в России? И он не имеет прав задать Олегу Григорьевичу вопрос по его творчеству?
      Вы предлагаете написать Олегу Григорьевичу на личную почту? Вспоминается 2013 год, когда на Амуре было рекордное наводнение, и известные люди собирались на телеканалах ТВ, пытаясь оказать какую-то помощь пострадавшим. Раздается звонок в студию от очень пожилой женщины с Дальнего Востока, которая сетует, что от воды развалился диван, на котором она спала последние годы. Сидевший в студии Филипп Киркоров воскликнул: «Да куплю я Вам диван, не плачьте, дайте свой номер телефона!»
      Думаю, что диван был куплен (подарен), но что бы было, если бы эта женщина просто обратилась на личную почту Киркорова, куда приходят сотни подобных просьб? Очень вероятно, что положительного ответа Киркорова старушка бы не услышала. Это тоже детали нашей жизни.
      Так и с Олегом Митяевым. В марте 2020 года мы с Вами, Ирина, на «Гольфстриме» много обсуждали «николаевские дни», трехдневную войну приамурских партизан с японскими интервентами, в результате чего:
      1. практически был сожжен Николаевск-на-Амуре.
      2. появилась песня «По долинам и по взгорьям» с упоминанием эти самых «николаевских» дней», но не «волочаевских», как поется нынче в этой песне.
      Концерт Олега Митяева в Хабаровске в марте 2020 года состоялся «день в день» СТОЛЕТИЯ (!!!) начала той трехдневной войны. Ранее, в 2014 году (?) Олег Митяев уже пел на концерте в Хабаровске (с большим успехом!) половинку песни «По долинам и по взгорьям». Казалось бы в день 100-летия событий той песни сам бог велел спеть её целиком по просьбам нижнеамурцев Ирины и ТОГа, но, увы, Олег Григорьевич решил ничего в программе того концерта не менять. А ведь гостевая «Гольфстрима» перед концертом настойчиво об этом просила.
      Предположим, задал бы я на личную почту Олега Григорьевича этот странный вопрос про «поколение дров отсыревших». Не проще ли будет Автору «не заметить» этот вопрос, чем непонятно кому и зачем пускаться в объяснения? А публичный вопрос имеет шанс быть услышанным, как было услышано Киркоровым то переживание старушки про утопший диван.

    3. Виктор, видимо зря мы передумали передавать на концерте записку о 100-летии «николаевских дней», ведь не факт, что Олег Григорьевич вообще читал тот наш разговор в гостевой. И не факт, что, если читал, его тронула наша чисто дальневосточная провинциальная история.
      Честно говоря, в связи с этими событиями мне даже больше хотелось не «По долинам и по взгорьям» услышать (её мы уже пели в 2014-м), а чтобы Олег Григорьевич вдруг вспомнил «Провинциальную историю», хоть она и другому провинциальному событию посвящена. Помните, как в 2017-м, после чьей-то записки («Напишите Вы или нет песню к 100-летию Великой Октябрьской революции?» Сочувствующий белым) он неожиданно вспомнил ОЧЕНЬ редко исполняемую песню «На торговой площади»?

      «Словно забытое на карусели,
      Мы поколение дров отсыревших»
      Виктор, я не предлагаю Вам писать свой вопрос на почту Олега Митяева, я лишь говорю о том, что у меня, кроме этой почты ничего нет. Вряд ли он ответит письменно на этот вопрос, да и устно тоже… Так что пусть у каждого слушателя возникают свои ассоциации. Как-то после одной передачи, где Олег Григорьевич спел эту песню, почти Ваш ровесник написал мне, что эти слова неожиданно вызвали у него ассоциацию со словами Саввы Яковлевича Южакова в фильме «Раба любви»: «А мы, как в детской. Такая розовая детская. И жизнь-то наша, как дом горящий, а в нём детей забыли».

  3. Список «нестыковок» можно продолжить.
    В-четвертых, летом 1977 года Олег Митяев не мог быть тренером по плаванию, поскольку только осенью 1977 года он станет студентом института физкультуры и лишь в 1981 году получит диплом тренера по плаванию.
    А летом 1977 года он только что отслужил в армии, так сказать, «дембельнулся».
    С одной стороны – явная неподготовленность журналиста, с другой – личности такого масштаба со временем всегда обрастают легендами. Взять, к примеру, Высоцкого.

  4. Немного странное ощущение от этого видео, честно говоря, потому что столько нестыковок бросается в глаза…
    Во-первых, рассказывают об Ильменском фестивале, но упорно показывают Грушинский.
    Во-вторых, несовпадение в годах – в книгах Олега Митяева рассказывается, что он приехал с товарищем на Ильменский фестиваль летом 1978 года, а песня «Как здорово» была написана в 1979 г.
    И, в третьих, Мария Есипенко – это совсем другая актриса…

    1. Ирина, для видения «нестыковок» в биографии человека нужно для начала хорошо знать биографию этого человека.
      Многих ли людей интересует подробная биография Олега Митяева? Ведь одно дело знать и любить его песни, другое дело знать все этапы его личной жизни, которая интересна лишь его ярым поклонникам.
      Я себя к таковым не отношу, но тут есть нюанс: когда я полюбил песни Митяева, а потом узнал, что мы ровесники, то только тогда мне стала интересна его биография.
      В лыжном спорте есть понятия общего и раздельного старта. Общий — когда все участники стартуют одновременно по сигналу стартера, а на финише пришедший первым будет победителем гонки.
      Раздельный — когда участники лыжного забега стартуют индивидуально, как правило, через каждые 30 секунд, а на финише сначала фиксируют его «время в пути», а затем сравнивают с результатами других участников.
      Когда я интересовался биографиями каких-то известных людей, которые родились гораздо раньше или позже меня, то я их биографии не очень запоминал. Но когда ты родился в один год с кем-то из известных интересных людей, то тут возникает особый интерес. Это как лыжная гонка с общего старта: 1956 год — старт, 1963 год — школа, 1973 год — институт и т.д. Всех перечислять не буду, но список моих ровесников весьма внушителен.
      Так у меня получилось и с Олегом Митяевым, когда я с удивлением узнал, что он тоже с 1956 года рождения. И пусть он после 8 класса пошел в техникум, а не после 10 класса в институт, но я, как тот лыжник, сверяю по нему график своего бега. Весной 1974 года нам следовало призываться в армию, а 2000 год мы должны были встретить в возрасте 43 лет, а в 2016 году пойти на пенсию. Это так называемые промежуточные рубежи. Увы, неясен пока последний рубеж: кто и когда добежит до погоста? Извините, это уже черный юмор.
      Так что, годы службы Олега Митяева мне давно известны (1975-1977), а у меня они, для сравнения, пришлись на 1978-1980.
      Для чего я всё это написал? Не был бы я ровесником Олега Митяева — не знал бы его биографии в молодые годы. К примеру, мне очень нравится творчество Сергея Трофимова, но я совсем не знаю его биографию, потому что с Трофимовым у меня раздельный старт. Он из другого поколения, стартовал на 10 лет позже относительно меня, на его график бега сложно ориентироваться. А песни у него замечательные.
      Оставим графики бега, а вот «непонятки» в текстах песен меня всегда привлекают. Помнится, давным-давно я услышал в исполнении «Песняров» такие строчки:
      Лишь только подснежник распустится в срок,
      Лишь только приблизятся первые грозы,
      На белых стволах появляется сок,
      То плачут берёзы, то плачут берёзы.
      Как же так? Березовый сок течет внутри дерева, и он не виден на стволах берез, если нет каких-то переломов ветвей, ран (отверстий), нанесенных в первую очередь человеком.
      Получается, лишь только весна, а уже все березы в роще уже имеют такие ранения, все плачут не по своей воле, а поэт Михаил Матусовский этим умиляется?
      Эта «непонятка» застряла у меня на долгие годы, а у Матусовского уже не спросишь.
      А теперь вот в моей голове засела строчка из песни Олега Митяева про «поколение дров отсыревших». Как это понимать?
      Ирина, скажите пожалуйста, «Гольфстрим» хоть попробовал задать этот вопрос Автору, или никто даже с места не двинулся, дескать, это невозможно, это некорректно по отношению к Автору?
      Мол, он или обидится, или отшутится, или «пошлет»? Я почему-то верю, что не обидится и не «пошлет», если он действительно читает «Гольфстрим».
      Я бы написал записку на концерте, но это совсем другой уровень серьезности обращения. На концерте Автор может отшутиться в угоду нетребовательной публике. Я более 50 лет помню строчки стихотворения Евгения Евтушенко:
      А зал хохочет, оценив словесный трюк,
      поскольку очень уж смешное слово — «труп»,
      когда сидишь и пьешь, вполне здоров и жив,
      девчонке руки на колено положив.
      Так и на вопрос про «поколение дров отсыревших» можно выдать такой словесный трюк, который рассмешит зал, но, увы, не даст серьезного ответа на интересный вопрос.

    2. Да, Виктор, согласна с Вами, лет 15 назад я бы и внимания не обратила на эти нестыковки. На самом деле эти неточности с датами возникают потому, что журналисты берут сведения из Интернета чаще всего, из той же Википедии, а там год написания песни «Как здорово» почему-то указан 1978-й, хотя и на офсайте Олега Митяева, и в его книгах стоит 1979-й.
      В 2019-м Олег Григорьевич говорил и на концертах, и в интервью, и в передачах, что этой песне исполнилось 40 лет. А в 2009 г. я даже делала простенький клип по поводу юбилея этой песни – «Как здорово» — 30 лет спустя… http://митяев-олег.рф/как-здорово-30-лет-спустя/, поэтому, если я начинаю сомневаться в возрасте песни после какой-нибудь передачи, отсчитываю оттуда год её рождения.
      Но, если на недавнем концерте в Карелии Олег Григорьевич сказал, что 43 года назад он написал песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!», получается, что даже сам Автор уже не помнит точно, в каком году он её написал, так что журналистам не знать тем более простительно)))

      Про интервью
      Виктор, я не забыла о Вашем вопросе к Олегу Григорьевичу про «поколение дров отсыревших». Только, если это вопрос ко мне на счёт интервью, то, как Вы себе это представляете? Где я и где он))) По электронке, указанной на офсайте, Вы и сами можете спросить. Других координат у меня нет. Может быть, потом когда-нибудь Люба спросит или сами после концерта…
      А вообще было бы здорово, если бы рубрика на сайте «Олег Митяев. Всё что вы хотели спросить» (в аудио и видео) – это были бы не просто вопросы, задаваемые слушателями Олегу Григорьевичу в разных передачах (типа этого http://митяев-олег.рф/вы-помните-момент-когда-к-вам/), или что-то интересное, что и тебе самой интересно было бы услышать от Автора (например, это: http://митяев-олег.рф/о-звёздной-болезни-и-визборе/), а и вопросы от гостей сайта «Гольфстрим». Может быть, хотя бы в Гостевой писать свои вопросы к Олегу Митяеву, которые не дают нам покоя, а мы их соберём вместе и найдём потом способ, как спросить Автора?

      Про «берёзовый плач»
      «На белых стволах появляется сок,
      То плачут берёзы, то плачут берёзы…»
      Когда рано весной мы едем по лесной дороге на дачу, очень заметно, что стволы берёз стали розовыми от сока. Он может сочиться даже через случайную трещинку в коре. А уж если пенёк берёзовый из земли торчит, то он совсем ярко красный, словно это и не сок вовсе бежит, а кровь. Я думаю, что Матусовский этот «берёзовый плач» имеет ввиду.

    3. Ирина, говорить о березовом «плаче» можно на бытовом, научном и поэтическом уровне.
      1. На бытовом: кто-то что-то сам видел, а кто-то что-то сам не видел. Я на здоровых березах весной следов плача не видел. Для обнаружения наличия березового сока всегда надо просверлить отверстие в стволе.
      2. На научном: человек с кровью или береза с соком это закрытые системы кровообращения и «сокообращения». Природа запрограммировала герметичность этих систем. Здоровый человек и здоровая береза не могут беспричинно источать кровь и сок.
      Кровь циркулирует по замкнутой системе сосудов под действием силы ритмически сокращающегося сердца. Берёзовый сок циркулирует действием корневого давления. И там и там замкнутые системы, предполагающие максимальное сохранение драгоценной жидкой соединительной ткани. Только раны могут вызвать у здорового человека кровотечение или у здоровой березы сокотечение.
      Ирина, думаю, что, как физик, Вы согласитесь, что физическая природа систем циркуляции крови человека и сока березы одна и та же. Более того, я как виноградарь, скажу, что весной виноградная лоза тоже гонит виноградный сок, но только если срезать секатором часть лозы. Через какое-то время рана «пробковеет», и «плач» прекращается. Так же и кровь человеческая сворачивается.
      Про березовые пни и случайную трещинку в коре березы говорить, как о системе, вряд ли нужно. Матусовский же описал здоровую березовую рощу в экологически чистом лесу.
      3. На поэтическом уровне: поскольку в России березовый сок (или и кленовый в Канаде) пользуется спросом у людей, то разговоры о березовом «плаче» со временем вышли из бытового на поэтический уровень, тем более, что береза является символом русской природы. А виноградный плач известен лишь практикам, виноград не является частью русской культуры, и про его плач в России не складывают легенд, стихов и песен (Булат Окуджава все же грузин).
      Плач здоровой березы это, скорее, поэтический образ, используемый поэтами для придания стихотворению особых чувств.
      Одна из моих любимых песен так и начинается: Я в весеннем лесу пил березовый сок. И сразу следующая строчка, как выстрел по чувствам: С ненаглядной певуньей в стогу ночевал.
      Две строчки, и ты в плену щемящих чувств. В этой песне есть всё, что я люблю находить в поэзии. Такая же близкая по чувствам песня «После бала» Николая Шипилова, или «Белой акации гроздья душистые». А еще стихи:
      Осень, прозрачное утро,
      Небо как будто в тумане.
      или
      Нивы сжаты, рощи голы,
      От воды туман и сырость.
      или
      Утро туманное, утро седое,
      Нивы печальные, снегом покрытые,
      Ах, какая же красота! Вот какие песни стоит писать, чтобы они остались в памяти народной.
      Автор «Березового сока» Михаил Матусовский и в «Гроздях акации» сумел уловить тесную связь чувств природы и человека:
      Сад весь умыт был весенними ливнями,
      В тёмных оврагах стояла вода.
      Боже, какими мы были наивными
      Как же мы молоды были тогда.
      Готовый рецепт шлягера: весна или осень, береза или просто листья под ногами, тоска от разлук и потерь, неизбежность подведение итогов прожитой жизни.
      А закончу тем, с чего начал — с березового сока.
      Острою секирою ранена береза.
      По коре сребристой покатились слезы;
      Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!
      Рана не смертельна, вылечишься к лету,
      Будешь красоваться, листьями убрана…
      Лишь больное сердце не залечит раны!
      А.К. Толстой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Поиск по сайту
Администрация сайта
Любовь
Администратор
IRINAnikol
Модератор
Все пользователи: 25036
Кто сейчас онлайн
Пользователи: гостей: 9, 2 робота
Яндекс.Метрика