Премьера новой песни Олега Митяева «Это же очень просто».
Фрагмент концерта Олега Митяева на 42 Ильменском фестивале 16 июня 2018 г. Главная сцена. Запись онлайн-трансляции.
Это же очень просто,
Можно не ждать апрель,
Взять и махнуть на остров –
Там хорошо теперь.
Там шевелятся льдины.
Чьи-то на них следы.
И убежим одни мы –
Просто от суеты.
И убежим одни мы –
Только лишь я и ты.
Облака сиренью по реке,
Как летом.
И рука твоя в моей руке
Согрета.
Можно хоть ненадолго
Всех позабыть друзей и
И по лесам с двустволкой
Шляться на склоне дней.
С просеки нелюдимой
Слышать вдали винты,
Но знать, что здесь одни мы –
Только лишь я и ты.
Но знать, что здесь одни мы –
Только лишь я и ты.
Облака сиренью по реке,
Как летом.
И рука твоя в моей руке
Согрета.
И надышавшись лесом,
Пьющим дурманы весны,
В схроне за занавеской
Спать и не видеть сны.
А космос пускай меж сосен
Сквозь прелый дух листвы
Ночью к себе уносит
Остров, где я и ты.
Ночью к себе уносит
Остров, где я и ты.
Облака сиренью по реке,
Как летом.
И рука твоя в моей руке
Согрета.
Мне из новых песен больше всего понравилась «Повзрослели наши дети». А вообще так здорово слышать «новорожденные» песни, порой еще не очень уверенные в исполнении, а потом наблюдать, как песня шлифуется, обрастает новыми нюансами (это, конечно, чаще о музыке, чем о стихах). И еще о музыке (эхом к анализу любимых слов и речевых оборотов автора): мне одной кажется, что мелодия песни «Дефицит» — практически один в один «Принцесса»? Ну немного ритмический рисунок отличается.
Ирина, полностью с Вами согласна, песня просто Чудо!Океан эмоций… Мурашки и озноб, и это почти в тридцатиградусную жару! Спасибо,Олег Григорьевич!
Наверное, что хотел сказать Автор в этой песне, известно только ему наверняка. Остальным остается только догадываться… Каждый воспринимает по своему, как хочет, как может..
Виктор, по поводу двустволки… Мужики то тоже все разные. Мой, заядлый охотник и рыбак был.И даже , когда мы сбегали от всего и всех, почти как в песне,он умудрялся найти время. чтобы побродить с ружьем, или посидеть с удочкой.
А может просто мечта у человека такая?
Виктор, если честно, не стала спрашивать Вас о новых песнях все эти дни, потому что хотелось подольше сохранить в душе то чувство полёта и радости от этой песни, как в самый первый день, вернее ночь уже по нашему времени. После Интернет-трансляции Ильменки легла спать на рассвете почти. На сон оставалось чуть больше двух часов всего, а я заснуть никак не могла, потому что в голове крутилась эта песня, и хотелось улыбаться от ощущения счастья. Так и уснула с улыбкой до ушей и проснулась с ней же)))
В очередной раз убеждаюсь, что мы (мужчины и женщины) воспринимаем песни Олега Митяева совсем по-разному. Я уже не раз писала об этом, что для меня важны самые первые чувства от новой песни. Если слёзы из глаз сами по себе, в груди творится непонятное, улыбка до ушей или наоборот ощущение боли – почти физической, то я потом несколько дней «болею» этой песней. А иногда и больше… Песня давно отзвучала, а ты продолжаешь без конца думать о ней и напевать – и вслух, и мысленно.
Я не ищу никогда в новой песне какие-то повторения из старых песен самого автора или из чьих-то ещё. Если они и есть, то для меня это так называемый особый митяевский стиль, который делает песни Олега Митяева узнаваемы, даже, когда ты ещё не знаешь, кто автор.
А на счёт веры в новые песни и в старые… Лучше самого автора не скажешь: «И мы поверим, совсем как дети, как в наважденье, в порядок слов…»
Ирина и Наталья, вполне понимаю вашу женскую реакцию на песню (видимо, она сама больше женская), честное слово, абсолютно не хочу вдаваться в спор, хотя хотелось бы услышать какие-то аргументы именно из песни, а не из личной жизни, типа, кушать не могу, спать не могу, рот не закрывается.
Понятно, что женщины всё воспринимают на уровне эмоции, а мужчины смысла и логики, но давайте попробуем эти эмоции и чувства, как сейчас принято говорить, отцифровать. Зачем? Чтобы понять, что все наши оценки вполне закономерны.
Я уже недавно говорил о различии «старых» и «новых» песен Олега Митяева. В старых песнях в основном местоимение «я», а в новых «мы», в старых страдания и поиски героя, в новых либо елейный позитив («Вечерним липецким») или давление на болевую точку («Жили по-разному»). Кстати, есть отдельная тема для разговора — особенности передачи деталей детства в песнях «Мама» и «Жили по-старому».
Новая песня «Это же очень просто» вполне укладывается в схему «старое-новое». В этой песне есть конкретные «мы» или «я и ты». Естественно, нет никаких страданий, тоски, терзаний героя, что было характерно для «старых» песен. Естественно, что никакого щемящего чувства у меня даже не всколыхнулось, ибо в ней тишь да гладь — божья благодать. А женщинам, видимо, это как раз и нужно, мол, с милым и в шалаше рай. И сам я не против такого рая в реальной жизни, только вот к настоящей поэзии этот рай ведь не располагает.
Очень заметно, что старые песни Автором выстраданы, а новые пишутся, скорее, на мастерстве. Почти в каждой старой песне мы видим свою маленькую неповторимую историю, а в новых песнях таких историй практически нет, а есть, извините, некий «винегрет» из известных образов и предметов, завернутых в похожие строчки.
Я уже много раз перечислял любимые митяевские образы (небеса, облака, синева, река, озеро, лужа, ветки, листья, запах, настой,) и цвета (сиреневый, лиловый, бирюзовый, желтый) и любимый предлог «СКВОЗЬ», без которого не обходится ни одна последняя песня.
Я совсем недавно связывал «ОБЛАКА в царство дня входят сонно СКВОЗЬ ВЕТВИ» из песни «Мы внезапно пропали с радаров» с песней «Аннушка», где «СКВОЗЬ толщу прошлого и млечности, с НЕБЕСНЫМ ключиком в руках» или с «Хододами», где «СКВОЗЬ ЛЕСОВ осенних цветную медь». И вот новая песня, и в ней «А КОСМОС пускай меж сосен СКВОЗЬ прелый дух ЛИСТВЫ».
С одной стороны обязательно что-то высокое — облака, небеса, космос, с другой стороны что-то лесное — деревья, ветви, листва. Автоматически это получается или нет, может ответить только сам Автор. Но эта повторяемость в песнях лучшими их не делает.
Ирина пишет, что она не ищет никогда в новой песне какие-то повторения из старых песен. А чего их искать? Они же все как на ладони, надо только просто остыть от эмоций.
Я песни не измеряю шириной своей улыбки, скажу больше, я от песен Олега Митяева никогда вообще даже не улыбался, но душа раньше рвалась на клочки. Увы, теперь этого по несчастью или к счастью не происходит. То ли стар стал душою , то ли песни не те. Тут вспоминаются строчки Игоря Губермана (уж извините за грубость цитаты), но как же в самое яблочко он попал:
Во мне смеркаться стал огонь,
Сорвав постылую узду.
Теперь я просто старый конь,
Пославший на хер борозду.
Чтобы не заканчивать свой опус на непонятной кому-то борозде, расскажу анекдот от Губермана, где мой рот действительно дошел до ушей:
На автобусной остановке стоят панк и старый еврей. Автобуса долго нет, и они стали невольно смотреть друг друга. У панка на голове ирокез, с одной стороны волосы красные, с другой желтые. Видимо, панку не очень понравился пристальный взгляд старика и он спросил его: » Разве Вы в молодости не совершали всякие безрассудные поступки?». А старик ему отвечает:»Конечно, совершал! Однажды в молодости я переспал с попугаем, теперь смотрю, не ты ли мой сын?»
Видимо, увлечением песнями Олега Митяева, как очень сильной страстью молодости, я тоже уже, увы, переболел.
Виктор, в данный момент не хочу «отцифровывать» мысли и чувства, «чтобы понять, что все наши оценки вполне закономерны». Сейчас хочется, как у Э. Рязанова:
«Хочется милой наивной мелодии,
Воздух глотать, словно ягоды спелые,
Чтоб сумасбродно душа колобродила
И чтобы сердце неслось ошалелое…»
Поэтому отвечу пока без аргументов из песни.
Самые искренние и поэтому, наверное, самые мои любимые песни Олега Митяева, это те, где есть душа и чувства — не важно какие, любовь или боль. Обычно – эти песни ещё и самые интимные, в том смысле, что в них автор использует местоимения «ты», «я», «с тобою» и поэтому кажется, что он обращается лично к тебе. А если ещё и картинка какая-нибудь из твоей жизни при этом всплывает, когда слушаешь такую песню, то вообще кажется, что это песня — «про тебя», хоть она и может быть написана давным-давно.
Так вот, из 4-х новых песен «Это же очень просто» самая интимная песня, пожалуй, во всех смыслах. А ещё очень долгожданная. Я, честно говоря, уже почти и не надеялась дождаться песен про любовь… И когда Олег Григорьевич в передаче «Когда все дома», рассказывая о том, как пишутся песни, сказал что «выйти в этот космос» — строчка из его новой песни, мне почему-то сразу подумалось, что, если «космос», значит, это будет песня про любовь. Так и оказалось)))
Вернее, даже две песни про любовь написалось. От одной в душе ощущение какой-то лёгкости и радости, а от другой – лично мне, кроме строчки из песни Юрия Визбора, никакой больше эпиграф к «Песне про дефицит» в голову не приходит: «За окном с зонтами ходит человечество, обокраденное нами на любовь…»
Еще вспомнилось рифма «просто-остров» у Макаревича:
Все очень просто. Сказки — обман.
Солнечный остров скрылся в туман.
Как поется у Визбора, ни на что не намекаю, просто песенку пою…
Это просто ЧУДО, а не песня! Опять в груди творится чёрт знает что, слёзы и улыбка до ушей. Спасибо, Олег Григорьевич!
Ирина, вопрос о том, нравится ли мне любая новая песня Олега Митяева или нет, для меня нынче сводится к вере и пониманию того, что Автор хотел в этой песне сказать. Я со временем стал различать «красивую обертку» и «начинку» песни.
Раньше в старые песни верилось без оговорок, даже если в песне пелось про неверие Автора («Давай с тобой поговорим», «Сахалин», «Челябинск» и т.д.). Верилось и тогда, когда Автор говорил, что «просыпаясь улыбаться — это все, что нам с тобою остается».
Верится ли мне в то, о чем поется в новой песне «Это же очень просто»?
В каждой песне для меня есть некий связующий маркер, и в этой песне их несколько:
1. Строки «шляться на склоне дней» и «взять и МАХНУТЬ на остров» сначала напомнили «Холода». Там ведь нечто похожее :
Глубоко вдохнуть и к друзьям МАХНУТЬ потерявшимся.
Но припев:
ОБЛАКА сиренью по реке,
как летом.
И РУКА твоя в моей РУКЕ
Согрета.
почему-то эту версию враз разрушает. Там к друзьям, тут от друзей, да еще с любимой женщиной. Припев больше подходят по возрасту героев к песне «Черемуховые холода», но там Он и Она совсем молодые, притягиваются как магниты, больше физически, чем духовно, и это вполне естественно для молодости. Там рука в руке вполне объяснимы.
И вообще, мне этот припев немного напоминает «Ласковую песню» Фрадкина и Долматовского:
Под луной ОБЛАКА,
Словно крылья лебединые,
И в РУКЕ спит РУКА,
Будто мы судьба единая.
2. Еще один маркер «и по лесам с двустволкой» не стыкуется со строчкой «знать, что здесь одни мы – только лишь я и ты». Мужики, взявшие в руки ружье или спиннинг, убегают от суеты и от жен. А влюбленные, убегающие от друзей и суеты, обычно удочки и сачки не берут, у них другие цели. А если двустволка для самообороны, но тогда чего же шляться с ней по просеке, где хищников нет? Чтобы только:
И надышавшись лесом,
Пьющим дурманы весны,
В схроне за занавеской
Спать и не видеть сны?
Так банально? А, помнится, ведь было:
Когда с тобой на дальнем расстоянии
Нам снятся одинаковые сны,
Судьбы моей короткое дыхание
Сливается с дыханием весны.
3. Кстати, если не ждать апрель, то тогда какие зимой могут быть «дурман весны» и «шевеления льдин»?
4. И, наконец, любимые образы Автора, взятые из песни «Мы внезапно пропали с радаров»:
«ОБЛАКА в царство дня входят сонно СКВОЗЬ ВЕТВИ» в новой песне превратились в «А КОСМОС пускай меж сосен СКВОЗЬ прелый дух ЛИСТВЫ».
Ну, а образ «в лужах трав с бирюзою» превратился в «сиренью по реке».
ЭТО ЖЕ ОЧЕНЬ ПРОСТО …
Это же очень просто,
Можно не ждать чудес,
И написать про остров –
и предвесенний лес.
Там от всех ранних песен
можно найти следы.
Но только знать об этом
Будем лишь я и ты.