Премьера новой песни Олега Митяева.
XX фестиваль авторской и исполнительской песни «Перекликаются гитары, переплетаются сердца». Магнитогорск, 31.08.2019.
Автор видео: Наталья Маташ
Источник: https://vk.com/video18244194_456240007
Эту женщину увидел я во сне.
Началась она, как тёплый летний дождь
Или с Млечного Пути плывущий снег,
Под которым ты её полжизни ждёшь.
И на кухне, где глазами так близки,
Не заметила моих случайных рук.
Фонарей кружились в стёклах отблески,
И Земля очередной свершала круг.
Спокойно и просто касались друг друга.
Спокойно и просто, как брат и сестра.
Спокойно и просто в движеньи по кругу
Планет у земного ядра.
Это было всё придумано не мной.
Это было всё написано давно.
Но сюда дороги не было прямой,
Как в затёртом нашей памяти кино.
Спокойно и просто касались друг друга.
Спокойно и просто, как брат и сестра.
Спокойно и просто в движеньи по кругу
Планет у земного ядра.
И, казалось бы, возврата нет назад.
И как прежде никогда уже не стать.
Но привычно сквозь парящий снегопад
Продолжаю эту женщину искать.
Спокойно и просто касались друг друга.
Спокойно и просто, как брат и сестра.
Спокойно и просто в движеньи по кругу
Планет у земного ядра.
31.08.2019 Магнитогорск, XX фестиваль авторской и исполнительской песни «Перекликаются гитары, переплетаются сердца»
Что там было про щемяще-акварельный период? Закончился? В прошлом? Ну-ну… Он может закончиться у того, кто сам закрыл дверь в свою собственную душу. С треском так захлопнул, с ноги, можно сказать. И на амбарный замок ее, а ключ выбросить, чтобы уж наверняка. Если душа умеет писать акварели (неважно, чем — красками, буквами, нотами), она не разучится это делать. Просто потому, что этому нигде не учат, с этим рождается человек. И те самые «случайные руки» помнит не голова, а сердце. А память сердца никуда не девается, потому, что сердце помнит не то, что ты выучил, а то, что прожил и пережил. Рождение любого детища — это время: сначала руки-ноги-голова, потом — жизнь в это все вдохнуть и отпустить в свободное плавание. Когда-то этого времени уходит меньше, когда-то — больше. «И что нам остается? Только ждать…» Всего-ничего: подождать, а не скандировать чуть ли не каждый месяц «Даёшь!..» или «Не то даёшь!..» Как здорово, что ждать осталось всего неделю — ведь на концерте 12-го всё будет, правда?
Любовь, если Вам действительно смешно, то к чему этот, извините, вздор про НКВД?
Ирина вполне благоразумно предложила мне взять паузу для моей оценкой новой песни, я и согласился, хотя ведь сказал, что «бомбить» (критиковать) эту песню я не буду, есть другие мысли. Разве не так? Но про песню пока молчок.
А три дня это стандартный срок для исполнения многих дел, к примеру, три дня давали древние полководцы на грабеж взятого города. Три дня давали молодоженам на свадьбу. Применительно к новой песне это просто шутка, песня на три дня отдается слушателям для того, чтобы ««налетаться», налюбиться.
Вам понравилось интервью Николаева? Когда Олег Митяев на 4:55 сказал, что «Как здорово» это его первая песня, то Николаев удивленно переспросил: «Она была первая»? Песне сорок лет, во всех статьях об Олеге Митяеве об этом написано сотню раз, а Николаев этого не знает? Или играет на зрителя? Зачем? И плохо ведущий подготовился к интервью — Даша у Николаева маленькая, а Савва руководит фондом.
Я уже писал, что последнее интересное интервью с Олегом Митяевым было в феврале 2018 года на канале «Культура» с Юлианом Макаровым. Там как раз говорили о самом творчестве Автора, а не о трех его образованиях. Кстати, там же Олег Григорьевич сказал, что он старается ГЛУБЖЕ ПОГРУЗИТЬСЯ в изящную словесность, но, увы, аудитория отстает.
Так что, говоря «поглубже копнуть», я пользуюсь терминологией самого Олега Митяева, а Владимир Познер это признанный мастер интервью. А Вы бы не хотели такого интервью?
ТОГ, это очень смешно, когда Вы милость нам являете))) Три дня мол, а уж опосляяя.. Я уж не говорю о Вашем сильно проступающем желании старого работника органов НКВД «поглубже копнуть Олега Митяева». Наверное даже нетерпеливо притоптываете, и чешутся у Вас руки, соскучившиеся по допросам с пристрастием. Вам бы Митяева, да в карцер, за фотографии для Гольфстрима, да за дружбу с попсой, да на хлеб с водой-ох, рассказал-бы на допросе, как миленький, всю подноготную. И вопросы у Вас-уверена, уже составлены. А то-Николаев! Слабачок. Не справился.
Три дня помолчу — хватит? Три дня раньше давали после свадьбы, чтобы «налетаться»…
Но я не буду «бомбить» эту песню, есть другие мысли.
Виктор, молчите, не ищите ничего пока… Дайте хоть немного «налетаться»…
Опять в груди не понятно что, и слёзы, и улыбка до ушей…
Спасибо, Олег Григорьевич! Замечательная песня!
Ирина, закончился трехдневная пауза, и я позволю себе продолжить:
И у меня улыбка до ушей, как у астронома, предсказавшего открытие новой планеты в Солнечной системе, или химика, предсказавшего открытие нового химического элемента.
Ведь я еще в 2017 году предсказал, какой будет НОВАЯ песня Олега Митяева, которая вызовет сильные эмоции у его поклонниц. И, как поется в «Небесном калькуляторе», «И ВОТ ОНО»!
Я не знаю музыкальной грамоты, но приведу пример из музыки. Обычные люди просто слушают фугу Баха, а музыканты слышат при этом какой-то » до диез мажор». Так и я, слушая новую песню Олега Митяева, вижу все составляющие её образы, как элементы уже знакомой мне поэтической конструкции.
Это совсем не критика, а информация к размышлению для тех, кого, как и меня, интересует «творческая кухня» Олега Митяева.
У многих поэтов и писателей литературоведы заметили любимые слова, которые они часто вставляют в свои тексты. Считается, что у Шекспира таким словом было «tonight», а у Пушкина слово «уж», которое легко вставлялось в любом (где поэту надо) месте. К примеру, «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало».
А у Олега Митяева? Прочитав текст новой песни я вспомнил , как почти два года назад на гостевой «Гольфстрима» обсуждали новую песню «Аннушка», и я ТОГДА написал следующее: ТОГ: 10.10.2017 в 05:39
«У Олега Митяева есть есть много любимых образов, цветов и оттенков цвета, просто любимых слов. Возьмем только три из них: ПЛЫТЬ, СКВОЗЬ и МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ.
Слово ПЛЫТЬ (летать в «Авиаторе», парить в «Весенней Москве») используется так часто, что примеры приводить вряд ли нужно. А в песне «Черемуховые холода» одновременно плыли и облака над нами, как будто белые киты, и сами мы плыли, как над бездной, с тобой. Вот и в «Аннушке» эта женщина привычно плывет.
Олег Митяев очень любит слово СКВОЗЬ, примерами чему являются строчки песен:
«Красная река»: Время сквозь ночь возвращаться домой
«Француженка» — Спешит сквозь утро тусклое,
«Счастье дачной скуки» — Сквозь себя просеивать тишину.
«Вечерняя Москва» — Я просочусь к тебе сквозь талый сумрак.
«Огоньки» — Сквозь апрель голубой
«Слушайте грустные песни» — Сквозь одуванчиков замять,
«Посвящение Стивенсону» — Сквозь ковш Большой Медведицы прозрачный, Сквозь ветки яблонь в белых лепестках
«Песня для старшей дочери» — Сквозь открытую в поле стеклянную дверь.
«Мы внезапно пропали с радаров» — Облака в царство дня входят сонно сквозь ветви
Еще Олег Митяев любит упоминать про МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ, к примеру:
«Мужик» — Где августа Млечный путь ему вышит,
«колыбельная» — А под небесами путь Молочный вышел
«Две печали» — Свирепыми ночами сквозь сон и полумрак, В Млечной какой дали?
Как же начать новую песню об Анне Полежаевой? А прямо с любимых слов: сквозь ветви или свет яблони, при этом добавив что-то небесного (млечного), и плыть, плыть, плыть.
Сквозь толщу прошлого и млечности,
С небесным ключиком в руках…
Плыла сквозь яблонь свет, сквозь боль,
Сквозь ожидания, страдания,
Чтоб только свою обрести юдоль.
Мне стихи новой песни «Аннушка» местами сразу напомнили «Посвящение Стивенсону», сравните:
СКВОЗЬ ковш Большой Медведицы прозрачный,
СКВОЗЬ ветки ЯБЛОНЬ в белых лепестках
Не разглядеть и надо однозначно
Читать, что пишет автор на листках.
———————————————
СКВОЗЬ толщу прошлого и МЛЕЧНОСТИ,
С небесным ключиком в руках
Мне эта ЖЕНЩИНА из вечности
Явилась напомнить о детских снах.
Жила в скитаниях, в стараниях,
ПЛЫЛА СКВОЗЬ ЯБЛОНЬ свет, сквозь боль…
а местами напомнили песню «Белогорие»:
В цвету ВИШНЁВОМ Белгородчина
И этой женщины глаза…
Глаза спокойной ПОДНЕБЕСНОСТИ,
Как лета раннего лазурь.
Меня пугали неизвестностью —
Давно уставшего от бурь…
И на беду ль себе, на горе ль я,
Безумным облаком седым
Всё ПЛЫЛ за ней по Белогорию,
И обнимал её, как дым…»
Тут конец цитаты из октября 2017 года, и я вернусь в год 2019.
Как и обещал, я не буду обсуждать новую песню как отдельное произведение , она написана явно для женщин и очень похожа стилем на «Аннушку», «Белогорие», «Женщину с планеты Земля» и т.д.
В песне «Женщина с планеты Земля» мы видим:
И лето КРУЖИТ семена
Сомлевших в полдень тополей
И я все маюсь, упуская времена,
И все скучаю по ПЛАНЕТЕ по своей.
А в НОВОЙ песне:
Спокойно и просто в ДВИЖЕНЬИ ПО КРУГУ
ПЛАНЕТ у земного ядра.
Одна и та же ЖЕНЩИНА переходит у Автора из песни в песню:
Мне эта ЖЕНЩИНА из вечности («Аннушка»), И этой Женщины глаза… («Белогорие»)
Эту Женщину увидел я во сне (Новая песня).
Аналогично, в подтверждение своих слов из октября 2017 , я СНОВА увидел и в НОВОЙ песне и МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ, и «СКВОЗЬ», и РУКИ, и ГЛАЗА, и ПЛЫТЬ (точнее,плывущий снег).
Новая песня как будто является продолжением вышеназванных песен словно какой-то сериал. Вполне закономерно, что тем, кому понравились предыдущие песни сериала, понравится и НОВАЯ песня, ведь написаны они практически по одному лекалу.
Олег Григорьевич неоднократно говорил, что «песенки в гости приходят, как снег», что он сам не знает, какая будет новая песня (если она только не пишется на заказ).
Но ведь для написания стихов нужны какие-то предпосылки, чувства, мысли, настроение. А какие они сейчас у Олега Митяева?
Вряд ли его уже потянет на продолжение «мужского» сериала из песен «Вот тебе и раз», «Абакан», «Сахалин», «Когда проходят дни запоя» и т.д. Видимо, эта тема отболела, отошла в прошлое, стала для него не актуальной.
Но какая тема будет в Авторе (!) жить до конца? Любовь к ЖЕНЩИНЕ! Она проходит красной нитью через все его творчество, и, захотев написать новую песню, Автор ВОЛЬНО или НЕВОЛЬНО будет браться за то свое старое лекало, где будут ЖЕНЩИНА, МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ, ГЛАЗА И РУКИ, ПЛЫТЬ, а также его любимое «СКВОЗЬ».
Так всё и получилось с Новой песней.
Виктор, вот поэтому я и написала Вам, чтобы Вы пока ничего не искали в этой песне — я сразу поняла, какие слова Вы заметили.
Не зря же Андрей Аверьянов назвал Олега Митяева безусловно женским автором. Олег Григорьевич знает, какими словами можно войти в резонанс с женским сердцем, и заставить его бешено колотиться в груди))
Новая песня показалась мне такой же интимной, как «Белогорие» — те же глаза, касания, руки… И в конце, словно ту самую женщину продолжает искать. А мелодия местами напомнила мой любимый «Петербуржский романс».
В общем, я «улетела» с первого же прослушивания и пока ещё наслушаться не могу.
Про мелодию пока не говорю — запись оставляет желать лучшего.
Замечу, что во всех четырех вышеупомянутых песнях Олега Митяева (Женщина с планеты Земля, Белогорие, Аннушка, НОВАЯ) присутствуют слова «ЭТА ЖЕНЩИНА», но вспоминается еще и у Булата Окуджавы: «ЭТА ЖЕНЩИНА в окне в платье розового цвета…». Может, это ещё и невольное влияние Окуджавы?