Гольфстрим
сайт посвящен творчеству народного артиста России
Олега Григорьевича Митяева

Олег Митяев: «Мединский сказал мне: «Как же вы надоели со своей авторской песней!»

Газета «Репортёр 64″. Выпуск от 24.10.2017

Репортёр 64

Олег Митяев – один из самых популярных российских бардов, автор одного из главных гимнов бардовского движения «Как здорово…» и множества других известных песен. Это знают все. Гораздо меньше известно о работе Фонда Олега Митяева, благодаря проектам которого талантливые дети и молодежь получают возможность приобрести творческий опыт и заявить о себе – чего стоит один только детский фестиваль авторской песни! О том, почему отдельным энтузиастам приходится выполнять работу государства, Олег Митяев рассказал в эксклюзивном интервью «Репортеру».

- Обычно авторов-исполнителей принято спрашивать о влияниях, подразумевая ранний период их творчества – под чьим влиянием начал писать или петь. Уместны ли такие вопросы в вашем статусе, с солидным стажем, не исчезла ли острота восприятия?

— Острота-то ушла. Тем не менее, никто не отменял впечатления. Ведь очень мало я написал по заказу, в основном, что-то сильное впечатление произвело. Вот сегодня на концерте я буду рассказывать про новую песню — «Аннушка». Возвращаешься, и тут оказывается – вот как в жизни-то было, а ты даже не подозревал. (Бард рассказал, что буквально через забор от того места, куда он с друзьями в детстве лазил собирать яблоки, находился разрушенный женский монастырь, о чем он узнал уже в зрелом возрасте. Сейчас монахини восстанавливают его и планируют создать там «Райский сад» в соответствии с библейским описанием. Местная же власть планирует, по выражению Митяева, «запустить туда микки-маусов». – Авт.) Это производит впечатление, и даже пишутся песни.

- Вас называют одним из самых «музыкальных» бардов, имея в виду ваше серьезное отношение к музыкальной составляющей песни…

— Это кто так называет? Наоборот, главный музыкант в нашем коллективе Леонид Марголин все время спрашивает: «Когда же ты вырвешься из кварто-квинтового круга»? А мне как раз было бы неплохо иметь музыкальное образование, но сильно бы оно не повлияло, потому что все-таки текст в авторской песне важнее, мне кажется. Хотя, как сказал доктор Андреев в свое время – не текст, не музыка, не исполнение, а гармония между этими составляющими.

- Расскажите немного о детском интернациональном ансамбле «Мировые песни», продюсером которого вы являетесь.

— Мы все время ждали, что к нам на фестиваль будут приезжать новые таланты, но как-то они все построились возле Останкино – в программу «Голос», «Фабрику звезд»… В общем, это сражение мы проиграли. И даже «Фабрика» и «Голос» проиграли сражение – западной эстраде. Молодежь сегодня больше откликается на какие-то западные песни, чем на Окуджаву и Визбора. Вот сейчас мы были в «Артеке», пытаемся это как-то изменить. Мы решили, что будем сами брать, воспитывать детей и привозить их на фестиваль – ковать собственные кадры.

И я очень горжусь этим ансамблем, потому что это – очень профессионально. К тому же они (раньше – ученики, сейчас уже студенты) поют песни на разных языках – на французском, английском, татарском, азербайджанском, немецком, непальском… И песни проверенные, из авторской песни – это Ирина Богушевская, Иващенко-Васильев, пара моих песен на французском и на непальском. В общем, это производит впечатление.

- На непальском? А ведь у вас даже песня была «Царица Непала»…

— Да! Там была такая история. Одна девушка позвонила мне из Катманду, сказала, что она перевела ее на непальский язык и попросила меня ее спеть. Но я ее отдал ребятам, они ее выучили и поют.

- В одном из недавних интервью вы сказали: «Когда нашей национальной идеей являются патриотизм и бряцанье оружием, такие проекты несвоевременны». Получается, этим проектом вы решили пойти против течения?

— Это была попытка, как всегда, пойти по зову сердца. Видимо, я пацифист. И еще я одно слово выучил – оказывается, я филантроп! Елки-палки! (смеется). Что касается патриотизма – он у меня сильно изменяется с возрастом и с какой-то обстановкой… но все равно «мир во всем мире» – это наш девиз!

- Вы много говорите о необходимости пропаганды культуры и образования. Во многих странах, к примеру, музыкальное образование в том или ином виде является обязательным – не все станут музыкантами, но большинство научатся понимать искусство и будут уважать чужой творческий труд…

— Я не люблю обобщений. Меня больше интересует не образование или пропаганда культуры, а воспитание. Все эти (учебные – авт.) оркестры и хоры – наверное, все-таки средство воспитания. Вот этот преподаватель из «Доживем до понедельника» — наверное, такими должны быть учителя. Хотелось бы, чтобы личность учителя всегда возвышалась, чтобы лучшие люди нашего общества воспитывали подрастающие поколения. Собственно говоря, это идея еще пушкинского лицея, и без этого никакого будущего у нас и не будет.

- Может быть, пока на государственном уровне этого нет, возможно что-то сделать силами энтузиастов, различных фондов, подобных вашему?

— В том-то и дело! Ничего не остается, кроме как вскапывать свою грядочку. В нашем фонде в Челябинске было 130 детей – мы набрали самых «пропащих» — а потом сделали ассоциацию «Все настоящее – детям», и теперь в нее входит уже больше 60 городов по всей стране. Печально, что это происходит вне государства. Хотелось бы, чтобы государство пришло, упало в ноги и сказало: «Спасибо вам огромное! Вы же занимаетесь таким важным делом!» Не идет никто.

- Вы говорили, что и ваш жанр сейчас не очень жив…

— Ну да. В общем-то, министр культуры Мединский сказал мне лично в присутствии людей: «Как мне надоела ваша вонючая авторская песня!». А еще мне передали, что руководство канала «Культура» сказало, что у нас в стране нет авторской песни. Никакой. То есть Окуджава, Высоцкий, Визбор, Галич никому не нужны. Это очень странно.

- Зато я помню ваше интервью начала нулевых, где вы рассказываете о том,  что начальник «Радио Шансон» постоянно обещал убрать из эфира весь так называемый блатняк. Так ведь убрали! 

— О чем вы говорите! Когда-то, когда на третьем канале провели новый год в стиле шансон, то Вероника Долина в какой-то газете просто размазала всех по стенке за это отвратительное зрелище. А сейчас мы на Первом канале видим прекрасную передачу «Три аккорда», где «Гоп-стоп мусорок», и никто даже ухом не ведет. Вместе с Мединским.

- Юрий Шевчук рассказывал, что несколько лет назад прошелся по редакциям центральных каналов с идеей сделать новогоднюю передачу с участием поэтов, актеров, художников, музыкантов, режиссеров… Везде ему отвечали, что «народу это не нужно».

— Конечно. Мы вырастили специальную аудиторию, на которой можно косить и косить бабки. Низменное искусство будит инстинкты, а высокое – чувства. Но высокое искусство, в общем-то, не приносит денег. Поэтому мы будим инстинкты – мы их и пожнем.

- А невозможно это совместить? Чтобы люди, которые занимаются этим высоким искусством, были пусть не супербогатыми, но хотя бы не чувствовали себя настолько униженными материально?

— У нас ведь есть начальник. У меня прекрасные отношения с министром иностранных дел, с министром обороны – почти со всеми министрами, кроме министра культуры. Почему – я не знаю. То есть у нас есть начальство, которое должно этим заниматься, но я уже потерял всякую надежду, что там, в нашем министерстве культуры, есть здравомыслящие люди. С музыкой еще как-то: все-таки канал «Культура» довольно часто выдает такие высокорафинированные культурные мероприятия. Между этими мероприятиями и уровнем культуры среднего человека просто пропасть, и такие вещи, как авторская песня, как раз могли бы это как-то соединять, быть какими-то ступеньками наверх. Но… либо Венский оркестр в мае, либо «Три аккорда» на Первом канале.

- Вы говорили о важности слова в жанре. Может быть, происходит смена жанровых эпох? Многие считают, что сейчас среди молодежи происходит воскрешение интереса к слову благодаря рэп-культуре…

— Здесь я не в курсе. Я пока ничего не услышал – то ли из-за того, что громко играют и не слышно слов, то ли… Но пока меня не «пробил» ни один рэппер. Рокеры – еще да, а рэпперы пока никак. Но, конечно, кому-то хочется услышать слова. Но в том, что сейчас происходит на эстраде на центральных каналах, их вообще нет.

Дмитрий МАРКИН

 

Источник: http://reporter64.ru/content/view/oleg-mityaev-medinskij-skazal-mne-kak-zhe-vy-nadoeli-so-svoej-avtorskoj-pesnej

Опубликовал: IRINAnikol(24.10.2017)
Просмотров: 1 033
Олег Митяев: «Мединский сказал мне: «Как же вы надоели со своей авторской песней!»: 4 комментария
  1. Весьма интересное новое интервью Олега Митяев, где, слава богу, нет набивших оскомину упоминаний про монтажный техникум, институт физкультуры, письмо Окуджавы и т.д.
    Сразу скажу, что всю филантропическую деятельность Олега Митяева я, безусловно, уважаю, но… прежде всего, для меня Олег Митяев это мой ПОЭТ. Ранний Олег Митяев. Кроме того, по различным причинам я весьма далек от просветительской и воспитательной деятельности, однако, всегда уважаю людей, которые «вскапывают свою грядочку».
    Что меня обрадовало в интервью: что Олег Митяев пацифист, и его патриотизм меняется с возрастом.
    Что меня удивило: что же подвигло Мединского так открыто подставиться: «Как мне надоела ваша вонючая авторская песня!». Ведь в его положении министра культуры это равносильно самоубийству!
    Что меня огорчило: фраза «Вот этот преподаватель из «Доживем до понедельника»… Это культовый фильм, культовый образ учителя Мельникова, и «вот этот преподаватель» просто режет ухо. Про Наташу Ростову ведь язык не повернется сказать: «Вот эта девушка из «Войны и мира». Хотя, в интервью возможны и перекосы редактора.
    Что меня просто взбесило: Опять огульная критика проекта «Три аккорда» и ссылка на номер «Гоп-стоп мусорок», который всеми сопричастными к нему людьми признан неудачным по замыслу и исполнению. Об этом уже давно заявляла и исполнительница Алена Апина, и люди из проекта, имевшие к постановке этого номера отношение. Ну, не получилось, с кем не бывает? Ан нет! Олег Митяев не замечает в проекте ничего интересного, а хватается за «Гоп-стоп мусорок» как за соломинку в своей давней критике проекта. Если Олег Григорьевич не переносит этот жанр, то вряд ли он посмотрел более четверти всех выступлений. А если не смотрел, то как он может обсуждать его содержимое? Нечто из нерадостного прошлого: «Я Пастернака не читал, но осуждаю …».
    Кто вам сказал, что стали
    Годы спустя, как все?
    С нами товарищ Сталин
    В памяти и во сне.

    1. Добрый день! Я — автор этого материала, имел удовольствие беседовать вчера с Олегом Григорьевичем) Могу вас заверить, что правка была минимальной и сугубо литературной (убраны неизбежные разговорные вещи вроде «Ну…» «Эээ…» и подобное, присущие всем нам), поэтому, за исключением этих деталей речь передана дословно. Олег Григорьевич действительно сказал «Вот этот преподаватель», однако не вижу здесь ничего страшного: во-первых, мы действительно в беседе часто обозначаем так тех или иных людей или персонажей, без имени, во-вторых, иногда забываются самые, казалось бы, очевидные вещи.

      Ну а что касается Мединского, то он уже столько раз «подставлялся», что, думаю, ему уже все равно))

    2. Воспользуюсь случаем, чтобы поблагодарить Дмитрия за попытку задавать не шаблонные вопросы, хотя это так непросто. Ведь невозможно в интервью с Олегом Митяевым обойти тему «шансона», которая, по большому счету, сильно задевает только Олега Митяева и Леонида Марголина. Может, еще и Веронику Долину, правда я этого сам не слышал. Впрочем, дело даже не в вопросах, ибо какие вопросы не задавай, а ответы будут какими надо. Как говорил Виктор Черномырдин, какую бы мы партию не создавали, а получается КПСС. Я понимаю, что Олег Митяев в каждом интервью пытается пробить некую стену, но как Дон Кихот он не так интересен, как поэт.
      А теперь вопрос к Вам: кто и почему выбрасил из заголовка интервью слово «вонючая», которое сильно меняет смысл всей фразы? Если еще конкретнее, то вариант «ВЫ (Митяев, Шевчук и т.д.)надоели с авторской песней» резко отличается от варианта «Надоела вонючая авторская песня». Одно дело не нравятся какие-то АВТОРЫ, другое дело не нравится легендарный народный жанр. Чувствуете разницу?

    3. Видимо, Дмитрий ушел навсегда. Тогда дополню свой комментарий к интервью с Олегом Митяевым.
      Война Олега Григорьевича с проектом «Три аккорда» напоминает мне войну Натальи Поклонской с фильмом «Матильда», которая написала уже 43 заявления в прокуратуру. Олег Митяев высказался о «Трех аккордах» в своих интервью столько же.
      Казалось бы, ну зачем 3 года пинать песню «Гоп-стоп мусорок» (на самом деле она называется «Xoп, мycopок»), если жюри, состоящие из певцов «шансона», раскритиковало эту песню в пух и прах:
      Любовь Успенская: Песня не понравилась, лучше бы её не было.
      Сергей Трофимов: Песня написана на суахили (на блатном жаргоне).
      Михаил Шуфутинский: Эту песню надо понимать как пародию, гротеск.
      Александр Новиков: Песня бездарная, убогая, кошмарная. Её написал блатующий ботаник.
      Исполнительница Алена Апина: Песню мне выбрал режиссер, я не понимаю половину слов этой песни.
      Для кого-то эта песня провал, неудача, но для Олега Митяева она, как булыжник для пролетариата. С ней он идет на бой с шансоном.
      Поклонская уже многих россиян достала…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Поиск по сайту
Администрация сайта
Любовь
Администратор
IRINAnikol
Модератор
Все пользователи: 28169
Кто сейчас онлайн
Пользователи: гостей: 14, 1 робот
Яндекс.Метрика