Гольфстрим
сайт посвящен творчеству народного артиста России
Олега Григорьевича Митяева

Олег Митяев: «Мне часто снится старый двор, стрекозы и озеро»

Олег Митяев: «Мне часто снится старый двор, стрекозы и озеро»

«В его сердце помещается вся планета», – сказала об этом человеке певица Тамара Гвердцители. «К нему тянутся. Рядом с ним тепло и светло. Этот поэт искренне и честно рассказывает нам о себе, это – о каждом из нас», – говорила о нем писательница Виктория Токарева. Актриса Ирина Розанова в одном из интервью призналась: «…он поет очень светло. Конечно, есть в его песнях какая-то тоска, грусть, но всё это очень светлое. Он единственный у нас такой, его ни с кем нельзя перепутать, его голос узнаешь из миллиона голосов».
mitiaev_glav
Эти слова – о нашем земляке, челябинце, имя которого сейчас известно всей России. Творчество Олега Митяева не перестает тревожить души и сердца людей. Каждый месяц он дает около двадцати концертов по стране и иногда приезжает в родной город. На днях он посетил Челябинск со своим новым проектом. Молодежная программа «Открытия», идейным вдохновителем которой стал Митяев, была организована его именным Фондом и ООО «Росоружие» (Златоуст). Незадолго до его приезда был проведен фестиваль молодых южноуральских музыкантов и выпущен альбом лучших из них. Презентация диска прошла в Челябинском государственном педагогическом университете. Там же, накануне гала-концерта участников проекта, состоялся наш разговор с Олегом.

– Олег Григорьевич, почему вас заинтересовал подобный проект?

– Вы знаете, мы как-то углубились в «Светлое прошлое», а пора бы обратить внимание на «Светлое будущее». Рождение новых имен – это всегда интересно. Вообще, у меня сложилось ощущение, что презентация диска и нынешний гала-концерт – это только начало. Стало ясно, что программа «Открытия» состоялась и как аудиопроект, и как шоу-представление. У организаторов появилась масса идей о том, как провести мероприятие в следующем году.

– Как вы относитесь к произведениям, попавшим на первый диск «Открытия»?

– Не все песни альбома мне понравились. Отсюда следует только один вывод – значит, я постарел. (Cмеется.) Да и неправильно было бы делать проект «под себя»: нужно прислушиваться к тому, что происходит вокруг. С другой стороны, ребята получили уникальный опыт. Может, положительный, а может, и отрицательный. Если ты записываешь свои песни – их слушают. На них откликаются, и ты получаешь массу отзывов на свое творчество. Это очень полезно. Человек должен уметь в первую очередь оценивать сам себя. Поэтому я не пытаюсь дать оценку каким-то вещам, которые звучат со сцены.

– Неужели после выступления вы не будете общаться с участниками? Давать советы, указывать на какие-то неудачные моменты?

– Нет, я думаю, что буду не исправлять, а обращать внимание – на лучшие композиции. Это всегда очень правильно, потому что главный инструмент творческого человека – это вкус. Если он сам не может определить, хорошо то, что он делает, или плохо, – с этим надо что-то делать. Без такого подхода ничего не получится.
В будущем я хочу пригласить к ребятам кого-нибудь из своих друзей, знакомых из разных жанров. Думаю, что пообщаться с такими музыкантами, как Шевченко или Бутусов, будет для них далеко не лишним. Да и настоящую музыку послушают живьем.

– Где будет распространяться диск?

– Пилотный тираж, а это 500 экземпляров, будет подарен музыкантам и ведущим молодежным российским изданиям и радиостанциям. Часть тиража осталась в Москве, на теле- и радиокомпаниях, часть находится в Министерстве культуры Челябинской области.

– Запись диска – это завершение программы «Открытия» для ребят или вы собираетесь продвигать музыкантов дальше?

– Запись диска для молодого человека – это уже немало. Мы предложили ребятам записаться в студии, с профессиональными музыкантами и серьезной техникой и, в конечном счете, преподнесли их слушателю в максимально красивом виде. Это, согласитесь, дорогого стоит. Я знаю изнутри, что такое продюсерская работа. Она требует очень больших вложений и времени. Раньше победители фестивалей получали награду и признание – это была чаще всего медаль. Как двигаться дальше с ее помощью, было непонятно. Сегодня мы предлагаем ребятам диск и как минимум два больших концерта.

– Олег Григорьевич, работали ли вы как продюсер с молодыми музыкантами Южного Урала?

– Я даже не считаю себя продюсером в полном значении этого слова. Дело в том, что продюсирование для меня – это зарабатывание денег. А создавать «Фабрику звезд» я не хочу. Хочу заниматься тем, что мне интересно. Хочу писать песни. Открывать в этой жизни что-то новое. Найти молодых музыкантов, которые делают что-то лучше, чем я. Услышать их и подумать: да, я не могу так спеть… я не могу написать такую музыку или стихи. Хочу найти ребят, которые поразят всех не только яркими мелодиями, глубокими текстами, но и звонкими молодыми голосами… Меня всегда интересовали исключения в этой жизни, а не обобщения.

– Каков для вас самый главный критерий в оценке сегодняшних исполнителей?

– Только личный вкус.

– Существует ли какой-то уровень исполнения у челябинских музыкантов? С чем их можно сравнить?

– Мне – не с чем. Я не хочу выступать в качестве эксперта. Я не худсовет. Есть такие люди, которые умеют фильтровать – этого музыканта сюда, этого – в другую сторону. А потом оказываются виноватыми в тех или иных решениях. Нет, я никогда не принимаю участие в жюри.

– Вернемся к «светлому будущему». Как продвигается ваш проект создания собственной молодежной группы? В чем его суть?

– Мы создаем группу из молодых людей, которые будут петь в современном стиле, но исполнять высокую поэзию. На стихи Цветаевой, Тарковского, Бодлера. Помните, в свое время был удачный проект Давида Тухманова «По волне моей памяти» на стихи средневековых бардов… Новая группа споет песни и на стихи Пушкина. Кстати, проект с Пушкиным мы уже давно делаем совместно с актером Вениамином Смеховым. Я пою, а он читает стихи. Давид Тухманов после настойчивых уговоров согласился написать музыку на такие произведения. Так что ждем, что у него получится.

Как происходит отбор исполнителей в вашу группу?

– Мы объявили об этом проекте в Интернете, во всех вузах Москвы. Пришло довольно много людей, и мы всех прослушали. В результате появился молодой человек с хорошим голосом.

– Он случайно не из Челябинска?

– Нет. На самом деле я сегодня иду на гала-концерт в большой надежде встретить девушку или молодого человека с потрясающими вокальными данными. К тому же, если он будет играть на музыкальном инструменте – гитаре или фортепиано, окажется просто здорово. Как видите, мы в поиске.

– Олег Григорьевич, а чего вы ждете от появления такой группы на российской сцене?
mitiaev_text
– Вы знаете, на таком проекте не обогатишься. Если бы мы хотели заработать, мы бы взяли попроще – телевизионную шоу-программу. Но для нас гораздо важнее продолжение традиций авторской песни… Честно говоря, не хотелось бы об этом много говорить, это нужно слушать. Ребят мы планируем привезти и на Ильмены, и на другие наши выступления. Эта группа будет формироваться внутри нашего коллектива. Мы ее будем возить с собой, и когда ребята будут готовы – отправим в свободное плавание.

– Возможно ли такое, что участники сегодняшнего концерта – а ведь это не только авторская песня, но и джаз, рок и другие жанры – тоже предстанут перед слушателями на Ильменке?

– Почему бы и нет? Ведь границы жанров, как правило, размыты. Самое главное, чего ждут гости Ильменского фестиваля от музыкантов – чтобы в песне было настоящее переживание, она должна цеплять. А уж как это будет оформлено – дело автора. Лишь бы звучало произведение гармонично. Не случайно Вячеслава Бутусова на фестивале приняли очень тепло. Хотя дяденька рядом со мной удивился, глядя на него: «От те на! Гребенщиков голосом Митяева поет…»

– Сегодня существует масса конкурсов, фестивалей, где можно заявить о себе; продюсеры ищут талантливых музыкантов, существуют яркие телевизионные шоу… Олег Григорьевич, насколько тяжело было пробиться на сцену раньше, в ваше время, по сравнению с сегодняшним? Как это произошло с вами, кто помог?

– Мне кажется, тогда было совсем другое время. Были постоянные «терки» между комсомолом, руководством области… все время что-то запрещали, тщательно отслеживали новые веяния, выносили вердикты – кому выступать, кому не выступать. Это придавало дополнительное рвение, желание во что бы то ни стало преодолеть препятствия. Я находился тогда внутри процесса, и мне казалось, мы создавали грандиозный напор. Сегодня ситуация иная. Я очень рад, что на наши предложения откликнулось много музыкантов. Думаю, когда их соберется еще больше, мы проведем большой концерт еще до того, как выйдет диск.

– Раньше ваши приезды в Челябинск всегда сопровождались выступлениями во Дворце культуры трубопрокатного завода. С чем связано их отсутствие сейчас: не хватает времени?

– Я думаю, их нужно обязательно возобновить. Я скучаю. Мне часто снится старый двор, стрекозы и озеро. Все это отпечаталось в памяти. Думаю, в свой следующий приезд в Челябинск я обязательно вернусь к таким концертам.

– Олег Григорьевич, что вы можете пожелать челябинским мальчишкам и девчонкам, которые каждый день ходят в музыкальные школы или под гитару в подъезде поют ваши песни и мечтают стать знаменитыми певцами и музыкантами?

– Я бы пожелал трудиться. Это самое главное. Многие молодые музыканты хотят быстрого результата – мгновенно оказаться в зените славы. Это очень печально, потому что результат не в аплодисментах, а в том, чтобы самому нравилось то, что ты сделал. Только с годами понимаешь, что настоящее счастье – в самом процессе творчества. Даже изящная словесность предполагает мучительное, но сладкое перекладывание слов и слогов, из которого вдруг, по независящим от тебя причинам, получается что-то стоящее.
Ну и, конечно, желаю вдохновения. Ищите себя. И делайте то, что нравится.

Анна КОШЕЛЕВА, специально для Mychel.ru

Опубликовал: IRINAnikol(07.06.2012)
Просмотров: 342
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Поиск по сайту
Администрация сайта
Любовь
Администратор
IRINAnikol
Модератор
Все пользователи: 28203
Кто сейчас онлайн
Пользователи: гостей: 22, 2 робота
Яндекс.Метрика