Гольфстрим
сайт посвящен творчеству народного артиста России
Олега Григорьевича Митяева

Подорожник на ранке памяти. Аргументы и факты Казахстан, №26, 29.06.11

Подорожник на ранке памяти
Аргументы и факты Казахстан, №26, 29.06.11

Олег Митяев: Учителя не должны получать нищенскую зарплату
Его песни, как и он сам, не стареют. По выражению Олега Митяева, он не пережил кризиса среднего возраста, потому что у него замедленное развитие. Но, похоже, что секрет кроется в неповторимой душевной интонации и оптимизме этого удивительного романтика, соединяющего эпохи: «И хорошо бы дальше жить и вспоминать учителей. И подорожник приложить на ранку памяти своей».

— Олег, насколько вам запомнился фестиваль на Медео в 1980 году?
— Я очень хорошо помню свой первый приезд в Алматы. Это был потрясающий фестиваль на Медео – прекрасной арене среди гор, как будто специально созданной для авторской песни. Мы с Петром Старцевым с песней «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» тогда впервые стали лауреатами, заняли второе место. А первое заняла Ольга Качанова, с которой мы с тех пор очень дружны.
— В последние годы Грушинский фестиваль пережил период раскола. Какой фестиваль авторской песни является сейчас главным?
— Мне кажется, что разделение Грушинского фестиваля – это безобразие. Имя Валерия Грушина должно не разъединять людей, а объединять. Я считаю, когда произошёл раскол, обе стороны были не правы, но более не правы были молодые, которые вытеснили прежнюю команду на Фёдоровские луга. Потому что Борис Кельман долгое время вёл этот фестиваль, и отобрать у него место на Мастрюковских озёрах было неверным решением. Если вы такие молодые и задорные, надо было делать фестиваль в другое время и в другом месте. И стараться сделать это лучше. По большому счёту, все оказались несчастными, и надо объединяться и вспомнить, как это было хорошо, когда все были вместе.
— Как вы для себя решаете дилемму – на какой фестиваль ехать?
— А я ни на какой не езжу. В позапрошлом году съездил на оба Грушинских фестиваля. Посмотрел на всё это и думаю: пока не объединятся, не приеду.
— Может быть, в связи с этим сейчас можно назвать главным бардовским фестивалем «Петербургский аккорд»?
— Наверное, сегодня здесь не может быть главного фестиваля. Когда был Советский Союз, в авторской песне был один общий координирующий орган — Совет КСП, или что-то подобное. Но сейчас ничего этого нет. Я считаю — каждый фестиваль должен проводиться образцово-показательно. Больше всего я сейчас забочусь об Ильменском фестивале, который вот уже 36 лет проходит на озере Ильмень недалеко от Челябинска. Каждый год он собирает около 40 тысяч человек. И там как раз очень плавно прошла передача власти молодым людям. И что очень важно, все наши старички имеют честь и достоинство участвовать в каждом фестивале. Приезжают интересные гости — в этом году, наверное, приедут Макаревич, Моргулис. То есть всегда присутствуют нестандартные для бард-фестиваля исполнители. Наряду с бардами Александром Городницким, Дмитрием Сухаревым, Алексеем Иващенко, Ольгой Качановой, Вадимом Козловым, приезжают ещё Тамара Гвердцители, Вениамин Смехов. Лидер группы «Уматурман» Володя Кристовский говорит, что вырос на бардовских песнях, поэтому он тоже с удовольствием участвует.
— Можно ли говорить, что в России авторская песня достойно представлена в эфире, ведь есть телеканал «Ля минор», посвящённый этой теме?
— Всё это на мелком негосударственном уровне. «Ля минор» — частная инициатива, которая держится на энтузиастах. Я считаю, что авторская песня – это ступень к серьёзной поэзии и литературе, чего в эфире почти не слышно. И проблема в том, что образование и культура не стали частью национальной идеи. В итоге нас пичкают рекламой, а образовательная система деградирует. Я уверен, что в школе должны работать лучшие люди нашего общества и получать достойную зарплату. У нас даже физкультуру могут преподавать мастера спорта. У нас достаточно мастеров спорта, просто надо им заплатить деньги, и они будут работать в школе. И то же можно говорить про литературу, про многие другие предметы. У нас в школе работают блаженные люди, которые за нищенскую зарплату готовы работать с детьми и заниматься нашим будущим.
— Как вы относитесь к распространению социальных сетей? Есть ли у вас аккаунт на каком-то сайте?
— Аккаунт? (Вопросительно смотрит на своего гитариста Родиона Марченко). Гитарист подсказывает мне, что есть у меня аккаунт. Что-то я никак не догоню Медведева в этом деле, он всё-таки шагнул далеко вперёд. Мы как-то недавно сидели с друзьями, и родился такой тост: «За приостановление научно-технического прогресса!»
— Вы всегда просите зрителей писать записки во время концерта?
— Это обязательная традиция. Одна женщина как-то написала: «Купила 4 ваших диска, называются одинаково «эм-эр-зэ» — МРЗ. Говорит, что поставила это «эм-эр-зэ» дома — не работает. В чем дело»? Я ей объяснил, что это не «эм-эр-зэ», а диски с «эм пэ три» (по-английски MP3) записями, и их надо слушать с помощью компьютера или MP3-прлейера. Но зато на этих МР3-дисках помещается 20 альбомов. Я даже не предполагал, что я столько написал. Я так пошутил с ней на эту тему, но потом сам на это же попался. В каком-то городе пришла записка исполнить какую-то песню, и подписано «Женщины ЗАЗО». Я подумал, что видно в городе какой-то военный завод с таким названием. Спросил зрителей. А оказалось, что ЗАЗО — это значит «Женщины на тридцать». Ещё я выяснил, что есть женщина «ЗАЧО». А вообще прямое общение со зрителями – это отличительная черта бардовских концертов. Однажды Кукин приехал в какой-то город и говорит «Надо же. Я уже семь лет здесь не был». А из зала детский крик: «Папа».
— В стилистике авторской песни вы чувствуете какую-то разницу у авторов из различных постсоветских республик?
— Иногда проводят фестивали авторской песни на местных языках, это бывает интересно, но мне кажется, что фестивали надо проводить всем вместе. Надо объединяться и взаимопроникать языками. Можно что-то спеть на казахском или татарском и сделать взаимные переводы. Нас власти сверху пытаются разъединить. Я не думаю, что надо проводить фестивали на татарском или украинском, а русские отодвигать в сторону. Гораздо важнее слышать друг друга, чем слушать только себя. Когда человек погружается в другой язык, он может открыть очень многое. Что касается русского языка, то здесь происходит удивительная вещь – это никем не посчитано и не проверено, но почему-то большинство великих русских поэтов принадлежат к другой национальности. Может быть, потому что они очень щепетильно подходят к языку. Есть прекрасные песни у Мищуков на стихи казахских, монгольских поэтов. Но в любом случае нас объединяет глубина и знание русского языка и талант.

Олег БЕЛОВ
Первоисточник в Интернете http://alen_barre.yvision.kz/post/198987

Опубликовал: IRINAnikol(16.07.2012)
Просмотров: 327
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Поиск по сайту
Администрация сайта
Любовь
Администратор
IRINAnikol
Модератор
Все пользователи: 28191
Кто сейчас онлайн
Пользователи: гостей: 5
Яндекс.Метрика