Тридцать лет спустя
Интервью газете «Вечерний Алматы» 2011
Не такой уж редкий случай, когда алматинские музыканты добиваются признания и широкой известности за рубежом. Яркий пример – группа A’STUDIO, которая признана как лучшая российская поп-группа. Но бывают и обратные случаи. Один из ведущих исполнителей российской авторской песни Олег Митяев свое первое признание получил в Алматы. Поэтому его недавний приезд в южную столицу Казахстана воспринимался как дань уважения городу, который первым признал его талант. Тем более что этот приезд состоялся накануне 55-летнего юбилея музыканта
Олег Григорьевич, испытали ли вы в этот приезд «позабытого чувства Гольфстрим»? Наверняка тот далекий концерт на «Медео» в 1980 году отложился в вашей памяти?
– Конечно же, мне вспомнился мой первый приезд в Алма-Ату. Это 1980 год, фестиваль авторской песни на катке «Медео». Кто-то из зрителей нынешнего алматинского концерта тогда еще не родился. Потрясающий был фестиваль. Такие незабываемые ощущения от этого края. Тогда мы с Петром Старцевым выступили дуэтом и заняли второе место с песней «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». А первое место заняла Ольга Качанова. До этого мы выступали с Петей Старцевым в Челябинске в 1979 году и вообще никакого места не заняли. Прошло много лет, и вот совсем недавно организаторы Ильменского фестиваля вручили мне медаль 1979 года и сказали: «Извините». Было очень приятно. Я в то время думал: сколько же медалей у Булата Окуджавы? Когда мы с ним познакомились, оказалось, что у него не было медалей – не ездил он по фестивалям.
– Когда же начался ваш путь на профессиональной сцене?
– Все это началось в Челябинской филармонии в 1985 году. Мы в то время выступали в сборном концерте, кроме меня там был фокусник и коллектив «Наш друг юмор», который в шутку в филармонии называли «Наш друг умер».
– С какого юбилея, на ваш взгляд, начинается период зрелости?
– Все это брюзжание «за 50» было бы более явственным, если бы меня в основном не окружали мужчины, которым за 80. У меня в Подмосковье такие прекрасные соседи, о которых я никогда не мечтал. Среди них Эльдар Рязанов, Петр Тодоровский. Петр Ефимович говорит: «Для меня девушка моего друга – не девушка. Но если она красавица, то пошел он на фиг». Они все какие-то такие бодрые, все время работают. Мы с Эльдаром Александровичем играем иногда на бильярде, потом сидим разговариваем. Что-то я ему пою. Как-то я спел: «Этой самою любимою ты была моею». Он говорит: «Молодец, ты смотри, какая у тебя хорошая новая песня». Я говорю: «Здравствуйте. Какая новая. Этой песне уже 20 лет. Я же подарил вам 20 дисков, целую коробку. Вы что, не слушаете их?» Он мне в ответ: «А ты мои книжки читаешь?» Дело в том, что он подарил мне уже восемь толстых книг. Четыре я уже прочитал.
– Как к вам относятся молодые слушатели, которым нет двадцати?
– На концерте в Алматы одна из таких зрительниц попросила чаще исполнять песню «С добрым утром, любимая». Я, кстати, понял, что стал писать песни раньше, чем встретился с какими-то людьми. Это прежде всего относится к молодому поколению. Поэтому в концерте можно открывать страничку «Забытые мелодии».
– Для вас удобнее выступать в больших залах или в бард-кафе, таких как «Светлое прошлое» в Челябинске?
– Для меня это все равно. Когда хороший звук и когда приходят наши люди, численность аудитории не имеет значения. Я помню, как мы с Булатом Окуджавой и другими бардами в 1986 году выступали в Казани на 30-тысячном стадионе. Причем все пели по две песни. Первую песню – на одну трибуну и вторую – на другую. Потом приходилось выступать на стадионе в Набережных Челнах, там было 16 тысяч человек. Большая аудитория была на концертах в Лужниках в Москве, где мы выступали около 10 раз. Это были потрясающие выступления. У меня было тогда две песни – «Как здорово…» и «В осеннем парке». В Питере приходилось выступать в Большом концертном зале. Ну и, конечно, неповторимая гитарная сцена Грушинского фестиваля, который в самый пик собирал около 400 тысяч человек. Это громадная аудитория, которая тем не менее помещается на склоне Жигулевских гор.
– С кем из казахстанских бардов вы поддерживаете отношения?
– Как-то мало мы общаемся. Я могу назвать лишь Ольгу Качанову и Вадима Козлова. Больше, пожалуй, никого. Это очень жаль, потому что тот Алматинский фестиваль в 1981 году проходил с большим размахом. Наверное, и время было другое. Но хотелось бы, чтобы новые границы не влияли на наши песни.
Олег БЕЛОВ
Первоисточник в Интернете http://vecher.kz/node/234