Рукопись песни

Рукопись песни

Рукопись песни «Романтики больше не будет»
Передана в дар музею современной истории России 2016 г.

Опубликовал: Любовь
Рукопись песни: 8 комментариев
  1. Юль, в рейтинге 2008 г. эта песня даже замыкала десятку лучших, правда потом уже практически никем не называлась. Но это всё равно не показатель, среди «нелучших песен» ТАКИЕ песни порой оказывались, что лично для меня они до сих пор одни из самых-самых любимых.
    Я тоже постоянно думаю, слушая припев этой песни, именно об этих строчках: «И не о той, которая во мне, где все мои товарищи со мной…» Самое любимое место в этой песне.
    Интересно, по какому всё-таки критерию Олег Григорьевич отбирает, какие куплеты оставить в песне? Он как-то сказал ещё в 2006 г, кажется, в передаче Ксении Стриж, что у него есть ещё один куплет в «Авиаторе», который остался только в черновике. Объяснил это тем, что он всегда ищет золотую середину, чтобы песня не была такой длинной. Пока я пыталась разыскать этот неизвестный куплет, оказалось, что таких куплетов, не вошедших в песню (или не исполняемых сейчас), у него довольно много. В песнях «Авиатор», «Шарлевиль», «Лето – это маленькая жизнь», «За полярным кругом», «Ермак», «Сослагательная песня», «Что с нами происходит». А сколько песен я просто не знаю видимо… Очень часто эти не вошедшие в песни строчки всплывают в голове сами по себе, как одни из самых мною любимых или как иллюстрация к чему-то. Самое интересное, что Олег Григорьевич, возвращаясь к исполнению этих песен, порой уже через много-много лет, решил спеть на концертах эти неисполняемые куплеты. И даже в новый альбом вошла полная версия песни «Что с нами происходит». Осталось только «Авиатора» и «Шарлевиль» услышать целиком. Мне кажется, полные варианты этих песен не исполнялись ещё никогда…

    1. Ириш, а в «Жестоком танго» и «ЖЗЛ»? В этих песнях тоже видимо много было задумок-но что вошло, то и стало песней. С «ЖЗЛ» вообще столько вариантов, даже музыка в конце-концов поменялась.

    2. Так же, как и в «Челябинске» — и слова, и музыка поменялись.
      В «Жестоком танго» не помню другого варианта, а в песне «Дорога в сад» насчитала целых три варианта, что такое СССР:
      Сочи, 21 августа 2011 г:
      «СССР – время затмений.
      СССР – жизнь без войны.
      СССР – вместе со всеми.
      СССР – всё для страны!»
      ——————————-
      Звенигород, 8 октября 2011:
      «СССР – кеды, одежда
      СССР — телик в кредит
      СССР – вера, надежда
      СССР – и всё впереди»
      ———————————
      Владимир, 28 октября 2011 г. (окончательный вариант):
      «СССР – кеды и лыжи
      СССР — телик в кредит
      СССР – юные мы же
      СССР – и всё впереди».

  2. А заметили, что в рукописном варианте припева нет? И тема войны всплывает только в последних двух строчках и том самом зачеркнутом куплете. Без припева и с этим куплетом действительно очень о другом получается песня. А в окончательном известном всем варианте война в смысле боевых действий только упоминается, зато появляется строчка в припеве при перечислении исторических войн «И не о той, которая во мне, где все мои товарищи со мной…» Тоже есть над чем подумать, почему-то эта строчка кажется мне очень важной в песне. Кстати, действительно, в рейтингах эта песня далеко внизу, я даже читала, что у некоторых людей она обозначена как самая нелюбимая песня Олега Митяева (типа «ни о чем песня»), а вот я ее очень люблю, для меня в ней всегда было размышление автора именно о каком-то внутреннем душевном переживании, противоречии и непокое на фоне заморской тишины и упорядоченности.

  3. То, что я увидела:

    «Поезда отправляются в рейс,
    Пацаны расчехляют не лыжи,
    И встречает их не эдельвейс —
    Пулеметным огнем свои же.»

    1. Юлия, спасибо Вам. Мне показалось, с этим куплетом песня стала-бы совсем другой.

    2. Песня «В итальянских горах» практически не попадает в рейтинги поклонников и заявки зрителей на концертах. Почему? Осмелюсь привести свою полицейскую версию.
      Некоторые песни Олега Митяева построены на противопоставлении мест, где живут или находятся в какой-то момент герои песен. Бесснежный Париж и заснеженная Москва в песне «Француженка», экзотический Непал и предновогодняя Москва в песне «Царица Непала», ярко-красная земля Африки и слякоть Москвы в песне «Письмо из Африки».
      В этих песнях Автор очень внятно и предметно показал слушателю, кто и где из героев песни находится, чем они занимаются, как они связаны между собой.
      В песне «В итальянских горах» тоже использован прием противопоставления мирных гор Италии с войной в кавказских горах, но слушателю это не очень понятно.
      Если слоны очень удачно дополняют образ Непала, сливово-черные зулусы образ Африки, негры на площади Конкорд образ Парижа (это всё вполне УЗНАВАЕМЫЕ образы), то что дополняют в «Итальянских горах» морды скота, олени от Гуччи и «не Домбайские песни» (о которых знают далеко не все)? Это практически НЕУЗНАВАЕМЫЕ простыми слушателями образы.
      Некоторые слова (никого, никто, неизвестно, не лыжи, не эдельвейс) еще больше запутывают слушателя, а война, «о которой никто не хочет слышать» в ПЕСНЕ, не очень слышится и зрителю в концертном зале. Она лишь тонким штришком вязнет в общем-то невоенной тематике.
      Помог бы «перечеркнутый куплет» песне? По-моему, нет. Видимо, Автор, понимая, что нужно полнее раскрыть картину войны, попытался вложить в этот куплет конкретику через пулеметный огонь и намекнуть на дивизию «Эдельвейс» (про которую в аналогичной песне пел Высоцкий), но в какой-то момент остановился.
      Кроме того, строчка «Поезда отправляются в рейс» как-то оторвана от темы войны, и не стыкуется с другими строчками куплета. Вот вспомните, как «лайнера белый крест» в «Царице «Непала» хорошо он стыкуется с Москвой и непальским Эверестом, а как связаны с войной на Кавказе эти поезда? Чисто умозрительно? И потом, ведь принято оправлять в рейсы самолеты, корабли, автомашины, а поезда отправляются в путь, в поездку. Есть расписание рейсов самолетов, но нет расписания рейсов поездов. Пассажиры прибывают рейсом самолета, но не поезда. Короче, первая строчка сомнительна во всем.
      В самых известных песнях о войне нет упоминания про оружие («В землянке», «Темная ночь», «Давай закурим», «В лесу прифронтовом»), однако ни у кого из слушателей не возникает сомнений о теме этих песен. Именно в этом проявляется и мастерство поэта и его глубокое понимание сути — как показать войну без танков, пулеметов и бомб. Скорее всего, и Олег Митяев вдруг понял это и забраковал слабый в поэтическом и режиссерском плане куплет. ИМХО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.