Гольфстрим
сайт посвящен творчеству народного артиста России
Олега Григорьевича Митяева

2.12.2020 Челябинск

2.12.2020 Челябинск

2 декабря 2020 г. Челябинск. Концертный зал имени С.С. Прокофьева.
Народный артист России Олег Митяев в сопровождении Челябинского симфонического оркестра (Художественный руководитель и главный дирижёр — заслуженный артист России Адик Абдурахманов).

Презентация нового альбома Олега Митяева «Спокойно и просто».
Начало в 18:30

КУПИТЬ БИЛЕТЫ

Опубликовал: IRINAnikol(28.10.2020)
Просмотров: 242
2.12.2020 Челябинск: 8 комментариев
  1. ТОГу
    А по мне так — как говорилось в одном старом фильме, » Все проще гораздо»)
    Ранние песни написаны и исполнены с соблюдением принадлежности к жанру «авторская песня». Перекладывание их в любую иную форму, включая симфонический оркестр — просто несоблюдение принадлежности к этому жанру. Этот диссонанс и чувствуется на подсознательном уровне.

    1. Лена, тут бы хорошо определиться, а что такое «авторская песня»?
      Например, сам Олег Митяев в интервью на это ответил так:
      — Есть ли в авторской песне понятие учителя, школы?
      — Пожалуй, нет. Когда говорят: «сухановщина», «митяевщина», я не понимаю, что это такое. То, чем я занимаюсь, можно назвать авторской песней, а можно – лирическим роком.
      Принято считать, что одним из признаков авторской песни является ее предельная простота, в том числе, и музыки, и текста, и исполнения (голоса). Даже глубокий смысл песни должен быть понятным обычному человеку, поэтому стихи должны быть изложены простым языком. Однако Олег Митяев отличается и повышенной сложностью стихов, и качеством мелодии, и тягой к более красивому аккомпанементу (слова Олега Митяева в этом же интервью: «Хотелось, чтобы было, как говорится, покрасивше»), за что его даже упрекали некоторые его коллеги.
      Старым песням Олега Митяева не мешали ни сложность стихов, ни сложность аккомпанемента. Была в его песнях светлая грусть одинокого человека, то ли что-то потерявшего, то ли чего-то ждущего, но этот человек был сосредоточен на собственном внутреннем мире (интроверт) или на окружающей его природе:
      И к зиме подплывающий сад в тихой грусти травы догорающей
      Безучастным твой делает взгляд, увяданье листвы наблюдающий.
      Куда это всё пропало из новых песен? Напрашивается авторский ответ, мол, не болит ничего, и не пишется. Вернее, что-то другое болит, поэтому что-то другое и пишется. Герой последних песен Олега Митяева предстается уже не человеком-интровертом, у которого преобладает одинокое «я», а человеком-экстравертом, у которого больше коллективное «мы, что хорошо подходит для песен гражданского звучания, но не всегда подходит для чисто лирических песен.
      И еще один парадокс: Олег Митяев всё усложнял и усложнял аккомпанемент для своих песен, появились рояль, баян, бас-гитара, саксофон, теперь вот еще и симфонический оркестр, но с чего же вдруг потребовалось ПРОСТОЕ прозрачное музыкальное сопровождение? Долой прежнее «покрасивше», нынче давай СПОКОЙНО И ПРОСТО? Или это всё же просто строчка из новой песни?
      И все в который раз в дураках, и народ глядит в облака,
      Мыслью ни одною пока не беременный.

  2. Видимо новый диск с песнями в сопровождении симфонического оркестра так и будет называться — «Спокойно и просто»… Пусть никакой вирус не помешает! Пусть этот концерт состоится!

    1. Ирина, название программы концерта «Спокойно и просто» говорит о том, что за её основу взята песня «Эту женщину увидел я во сне». Кроме того, ведь есть уже и «оркестровый» вариант песни «Ковчег», а для простого концерта этого, как минимум, уже достаточно, остальные песни можно просто оставить без новых аранжировок, а вот достаточно ли этого для альбома, в который должны попасть еще и более ранние песни Олега Митяева?
      И потом, концерт это же не генеральная репетиция перед записью альбома, а, видимо, только начало проекта, если проект действительно глобальный. Я не знаю, как быстро делаются аранжировки, как долго её репетирует симфонический оркестр, но вряд ли за пару месяцев такой альбом можно подготовить к записи. Посмотрим, попадет ли в его программу хотя бы новая аранжировка песни «Самая любимая», которую Вы особенно ожидаете?
      Впрочем, я вторгаюсь в музыкальную часть проекта, в которой мои познания весьма скромны. Мне ближе поэтическая часть, поэтому название альбома «Спокойно и просто» мне бы не понравилось. Это явный выбор в пользу новых песен, а ведь в старых песнях можно найти более интересные строчки для названия альбома. Навскидку предложу хотя бы » И воскресение, и благодать!».
      Иными словами, организаторы концерта далеко не уходили, вот есть новый хит, от него и будем плясать. Мол, это же не сборник избранных песен Олега Митяева, а только нами выбранные для аранжировки песни. А по какому признаку они выбирались? Скорее всего, по их мелодии (ведь она для аранжировщика главное), а не по текстам песен.
      Что мне не нравится в песне «Эту женщину увидел я во сне»? Во-первых, она мне не очень понятна. Среди кучи образов я эту женщину не могу разглядеть. Есть, конечно же , такие стихи, где женщина представляется как Прекрасная дама или Незнакомка. У Блока, она совсем незрима, лишь её девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне. И очи синие бездонные цветут на дальнем берегу.
      Но в песне «Женщина» эта женщина вообще иллюзорна до крайности, нет ни стана, ни очей. Даже глаза и руки не её, а общие с героем песни. А всё остальное в песне это ставшие привычными образы, десятки раз встречавшиеся в старых песнях Олега Митяева: летний дождь, Млечный путь, плывущий снег, парящий снегопад, фонари, отблески, память кино, Земля и планеты. Тут бы впору организовать викторину для знатоков, мол, в каких песнях Олега Митяева вы уже слышали эти образы? И назовутся десятки песен, в которых они уже встречались многократно.
      Вот только «яблоневый цвет» почему-то в «Женщину» не вместился, зато он прекрасно вместился в другую новую песню «Ковчег».
      Короче, есть уже устоявшийся набор образов, кочующий из песни в песню, но в «Ковчеге» хоть замысел песни просматривается, а в «Женщине» его совсем ведь нет. Или «увидел во сне женщину» и «продолжаю её искать» — это тянет на хоть какую-то историю? И почему в припеве эта женщина оказывается на кухне? Почему они касались друг друга, как брат и сестра? Вот в песне «Женщина с планеты Земля» все ясно, там вполне земная история, там кухня понятна, поскольку есть пирог, есть ужин и квас, есть песни и разговор. Там женщина очень земная и близкая. Но зачем Прекрасную незнакомку определять на кухню, если она так эфемерна?
      А ответ дает нам сам Автор в этой же самой песне: «Это было всё написано давно»! Женщина перемещается на кухню по аналогии, по инерции, хотя никаких «кухонных» причин для такого перемещения нет. Песня «Женщина», говоря языком математики, это производная от песни «Женщина с планеты Земля», её туманная копия. А зачем? Видимо, поточная линия должна работать, приносить Автору вполне земные хлеб с маслом.
      Почему песня «Женщина» многим людям понравилась? За всех сказать трудно, но попробую предположить. Есть такое понятие «красивость» — мнимая красота, чисто внешнее украшение, принимаемое за красоту. Песня «Женщина» состоит практически из одних красивых образов, которые многие зрители принимают за красоту песни. К таким песням можно отнести и песни «Фрагмент» или «Романс», где также много красивых образов, но нет героя песни. Эти песни написаны мазками как картины импрессионистов. Во «Фрагменте» тоже упоминается женщина: «канет осень в снег как в соболя венчанная женщина», в «Романсе» видится «Единственный в галактике желанный поздний гость. Стоит в саду под яблоней и плащ его, и трость». Всё одним мазком, но большего для понимания картины и не нужно, поскольку женщина и гость там не главные персонажи.
      А вот в песне «Эту женщину увидел я во сне» нам достаточно того образа женщины для понимания сути песни? Мне не достаточно, я не улавливаю смысла песни, а красивость песни только усиливает мое недопонимание. У Александра Блока образ Незнакомки вполне понятен, у Олега Митяева нет. Но тем людям, которым нужна эта самая красивость, видимо, не нужно понимание разницы между дамой у Блока и дамой у Митяева. Кроме того, мелодия «Женщины» может понравится независимо от текста этой песни.
      Говорят, что в песне «Подмосковные вечера» можно было бы написать более трогающие душу стихи, что поначалу эта песня «не пошла», и только когда её исполнил Владимир Трошин, она полюбилась слушателям. Можно сказать, что эту песню «вытянули» её мелодия и исполнитель, а вовсе не её текст, где есть строчки «Что ж ты милая смотришь искоса, низко голову наклоня?». Это в какую позу надо милой встать?
      А рассвет уже все заметнее… так, пожалуйста, будь добра,
      Не забудь и ты эти летние подмосковные вечера!
      Синонимами выражения «будь добра» являются «сделай одолжение», «сделай милость», «прошу покорнейше», «не сочти за труд». Разве так общаются с любимыми людьми? Но многие зрители этого не замечают, и песня становится популярной, несмотря на её весьма банальный текст. Так тоже бывает.
      Но есть еще один нюанс в песне «Женщина». Она слишком слащава для среднестатистического мужчины, как и песни «Белогорие», «Аннушка», «Черемуховые холода», «Не хватает любви». Это, скорее, женские песни, чем мужские, но об этом уже много писали.
      Так какими же песнями будет наполнен альбом? Только с красивыми мелодиями? Или еще и с умными текстами? А какое будет у альбома название? Просто было под гитару, просто могут быть частушки под гармонь, но с симфоническим оркестром просто быть не может по определению.

    2. Виктор, а я, когда прочитала название этой программы, подумала, что эта строчка из «Женщины» видимо очень точно характеризует те «прозрачные» аранжировки оркестра к песням Олега Митяева – поэтому такое название.
      Ваше отношение к «Женщине» нисколько не разделяю. Для меня абсолютно всё понятно в этой песне, и на каждую строчку рисуется конкретная картинка в голове…

    3. Ирина, так Вы же не среднестатистический мужчина, поэтому и не разделяете.
      Мы уже не раз говорили о том, что мужчина думает головой, а женщина сердцем, у мужчины логика, а у женщины эмоция. Женское отношение хорошо характеризует строчка другой песни Олега Митяева: «Если милый что-то скажет мне, значит, так и хорошо.»
      Я тут вовсе не намекаю на Олега Митяева, но уже заметил, что Вы часто ссылаетесь на дирижера Адика Абдурахманова, мол, он сказал, что аранжировки будут прозрачными, значит так и хорошо. Почему Вы повторяете это как мантру? Ответ Вы даете сами: «Просто в такое непростое время, когда снова начали переноситься концерты, хоть какая-то весточка о том, что концерт всё-таки состоялся, уже радует». Иначе говоря, просто хочется чего-то новенького, а голодному человеку любой сухарик будет мил.
      Но ведь просто это не всегда хорошо, а простота порой бывает хуже воровства.
      А как Вы сами понимаете, что такое прозрачная аранжировка? Почему прозрачная аранжировка это простая вещь? И почему способ аранжировки нужно отражать в названии концерта? Видимо, у каждого из нас свой информационный пузырь и свои хотелки.
      Я никогда музыке не обучался, но в интернете сейчас всё можно найти, в том числе и про аранжировки, и про прозрачность. И что же я нашел?
      Существует масса протоколов стандартизирующих критерии субъективной оценки качества фонограмм, вот, например, один из них:
      1. пространственное впечатление;
      2. прозрачность;
      3. музыкальный баланс;
      4. тембр;
      5. помехи;
      6. исполнение;
      7. стереофоничность. В особых случаях оцениваются дополнительные параметры:
      8. Аранжировка (для танцевальной и популярной музыки);
      9. Техника звукосъема и записи.
      Прозрачность. В качестве наглядного примера прозрачных и чистых фонограмм рассматриваются рок-группы, но смысл понятен. При том шквале гитар, который вываливает на нас рок-группа, Вы прекрасно слышите вокалиста и малый барабан, которые еле выглядывают из за стены гитар. А дело в разумном решении миксера, который, расположив гитары по краям, поместил вокалиста и малый в центр, в моно и с моно дилэем. И как бы громко гитары не играли, центр остается свободен для вокалиста. Отсюда и прекрасная читаемость вокала.
      Или это не правильное понимание прозрачности? В любом случае это чисто музыкальные понятия, связанные с аккомпанементом. Но если текст песни не цепляет, то чем может помочь даже симфонический оркестр?
      Вспоминаю, как в свое время я не понял смысла песни «Просыпаясь, улыбаться», а если точнее, то смысла её первой половины «за синим океаном». А вот последние два четверостишия были хороши, но они как были разорваны с первой половиной песни. Было непонятно, почему Олег Григорьевич сказал, что эта песня посвящена Федору Конюхову? И ничего не изменилось, когда эту песню спел Александр Иванов с «Рондо».
      А классическим примером «как можно испоганить песню» является Дмитрий Маликов, который взялся аранжировать песню Николая Шипилова «После бала». Как говорится, остались от прекрасной песни только «рожки да ножки».
      Впрочем, в родном Челябинске песням Олега Митяева ничего не угрожает. Проблема в другом. Как сказал известный актер театра имени Вахтангова Максим Суханов: «Совершенно очевидно, что талант — категория не постоянная, и как может быть дар у человека к чему-то, так же он может испариться, исчезнуть». Это понимаешь, когда слушаешь старые и новые песни Олега Митяева.
      Так создано самой природой, что все в этой жизни имеет свое начало и конец. Все стареет и умирает. И к этому нужно относиться с философским спокойствием, без страха и отрицательных эмоций. Я пытаюсь этому следовать.

    4. Виктор, только не смешивайте мой ответ про ту статью о концерте в Клину с разговором об альбоме с симфоническим оркестром — они абсолютно не связаны.
      Я не знаю, что на самом деле музыканты вкладывают в термин «прозрачность» аранжировок. Для меня всё это на уровне чувств и объяснить эту прозрачность я могу только на примерах. Вот послушайте, например, так нелюбимую Вами «Женщину», хотя бы самое начало. Разве эту музыку нельзя назвать прозрачной? Так легко, тихо и таинственно в начале и по нарастающей к концу песни (не знаю, как этот приём называется) — так, что «улетаешь» окончательно от этой музыки и слов…
      Такая же прозрачность в моём любимом «Небесном калькуляторе».
      А аранжировка «Ковчега» — это вообще что-то прозрачно-космическое. Даже ударные не бьют по мозгам, (как в песне «Чёрный клён», например, которую из-за них в студийном варианте я слушать не могу), а создают ощущение стука сердца.
      Вы спрашиваете, почему способ аранжировки нужно отражать в названии концерта? Да потому что это не обычный концерт, а концерт-презентация нового альбома песен Олега Митяева в сопровождении симфонического оркестра. И это сопровождение обещали сделать «прозрачным», что значит, для меня спокойным (в смысле «не бьющим по мозгам») и простым (без всяких необычных музыкальных заморочек), ведь всё гениальное – простое. На самом деле, может быть, всё не так, как я себе представляю. Возможно, это просто строчка из новой песни или название нового альбома без всякого намёка на аранжировку…
      Виктор, давайте уже дождёмся выхода нового альбома или хотя бы чьих-то записей с того челябинского концерта. Неужели совсем не интересно послушать, что получилось?

    5. Ирина, по-моему, Вы эту прозрачность придумали сами себе, но зачем-то ссылаетесь на авторитетного Адика Абдурахманова. Вместо логических аргументов опять больше ссылка на чувства, эмоции, мозги, сердце. Всё, видимо, много проще.
      В песнях Олега Митяева Вы очень большое внимание обращаете на музыку (аккомпанемент, аранжировки, выбор инструментов), а я на всё это внимание почти не обращаю. Отсюда и «вырастают ноги» нашей дискуссии.
      Когда Олег Григорьевич на концерте говорит, мол, Вы бы прошли, Леонид Юрьевич, к роялю или взяли баян, то эта замена инструментов для меня практически ничего не значит. Для меня инструмент это рама для картины, а картиной является текст песни. Я ловлю строчки как некий радиопеленгатор, оцениваю их смысл, образы, метафоры, интонации.
      Для меня музыкальная составляющая песни не более, чем красивая обертка для текста песни, но вот сам текст должен попадать точно в цель , в самое «яблочко». В действительно хорошем тексте песни я не нахожу, как говорится, ни сучка, ни задоринки. А вот в другом тексте что-то меня может уже отталкивать, то ли тема не моя, то ли метафоры кажутся неудачными, то ли слова, как писал сам Автор, были лживые, вызывающие несогласие.
      Олег Митяев в 90-х годах сам задал некий формат своих песен, который многими слушателями был принят как своего рода камертон. Аккомпанемента Константина Тарасова, как говорят математики, было «необходимо и достаточно», то есть, проще не надо, но и сложнее тоже не требуется. Честно говоря, музыкальное сопровождение тех старых песен Митяева для меня как в тумане, за исключением песни «Кандалакша», где аккомпанемент просто нельзя позабыть.
      Я с детства не очень люблю излишнюю словесную нежность, которую называю «телячьей нежностью», особенно когда она публична, «на людях». Мне проще проявить нежность без громких фраз, а лучше показать её своим вниманием, поступками. В старых песнях Олега Митяева такой «телячьей» нежности практически не было, даже в песне «Мама» эта нежность передана не прямым текстом, а через какие-то детали. Всё-таки мужские чувства и слезы не такие откровенные, как чувства и слезы у женщин. Да даже в «Однокласснице» влюбленный подросток ведет себя вполне по-мужски.
      Но вот пошли новые песни, и многое изменилось. В песнях «Белогорие», «Черемуховые холода», «Эту женщину увидел я во сне», «Аннушка» и т.д. , и эта самая «Телячья нежность» потекла рекой. В песне «Дождь» Юрий Шевчук пишет: » И душа, захлюпав, вдруг размокла у меня». Но это только на время дождя, а потом она снова высохнет.
      А вот у Олега Митяева с возрастом душа реально «захлюпала и размокла», что очень часто мы видим в новых песнях. Имеет ли Автор на это право? Безусловно! Но вспомним про вышеупомянутый камертон песен 90-х годов, сравним новые песни с песнями «Я сбежал», «Август», «Сахалин», «Абакан», «Вот тебе и раз» и т.д., где не только «телячьей», а вообще никакой нежностью и не пахнет. Среди новых песен таких уже нет, зато зримо капают стариковские слезы, мол, не хватает любви, бардов обижают. А когда петь хором и с природою дружить?
      Похоже это на тот самый камертон?
      Кто-то из поклонников Олега Митяева приняли формат его новых песен, кто-то не захотел принимать и ушел, переслушивая старые песни, а я как тот пацан, ходивший 20 раз на фильм «Чапаев», чтобы дождаться, что Чапай выплывет. Я всё жду новой «моей» песни. А последняя песня, которая меня действительно пленила, попала в самое «яблочко» — это песня «Холода», но только без саксофона Бутмана, но с соло Марголина.
      В последние годы стрелы песен (в первую очередь тексты) летят все дальше и дальше от «яблочка», но предлагается » компенсация» в виде аранжировок и сопровождения симфонического оркестра.
      В который раз задам вопрос, а какие песни попадут в альбом? Если старые, то будет интересно их послушать в новом обличье, а если новые, то вряд ли для меня что-то изменится.
      Дело вовсе не в «давайте дождемся», а в том, что, по-моему, «поезд идет не туда», те станции и перроны, которые мне нравились в старых песнях, Олег Митяе в уже проехал. Мне кажется, что на перроне разлук симфонический оркестр смотрится несколько странно, даже если нам обещают прозрачную аранжировку.
      Вспоминается опера Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», где музыка, может быть, и высокого уровня, но вот либретто про необходимость «отрезать Мересьеву ноги» не воспринимается как оперное. Но ведь найдутся люди, которых восхитит увертюра к этой опере или голоса певцов, а на либретто они не обратят особого внимания.
      А я вот так, увы, не смогу. Если я чувствую в песне «телячьи нежности», «хлюпающую» душу Автора, вижу набившие оскомину метафоры, то никакая музыка ничего для меня уже не исправит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Поиск по сайту
Администрация сайта
Любовь
Администратор
IRINAnikol
Модератор
Все пользователи: 18587
Кто сейчас онлайн
Пользователи: гостей: 4, 1 робот
Яндекс.Метрика