Гольфстрим
сайт посвящен творчеству народного артиста России
Олега Григорьевича Митяева

2004-10-07 Давай с тобой поговорим. Юлий Ким

Радио Шансон. Авторская программа Олега Митяева. Ведущие — Олег Митяев и Галина Хомчик. Эфир 7 октября 2004 г.
Гость — Юлий Ким.

Опубликовал: Модератор(14.10.2012)
Просмотров: 982
2004-10-07 Давай с тобой поговорим. Юлий Ким: 5 комментариев
  1. Очень интересная версия о двух «началах» в российской поэзии, в том числе, и бардовской, берущих начало от Пушкина и Лермонтова. Мол, одни поэты «пушкинцы», а другие «лермонтовцы». Я как-то об этом раньше ничего не слышал, но чувствую, что мне ближе последние, к которым со слов Юлия Кима принадлежал тот же Бродский:
    Ни страны, ни погоста не хочу выбирать.
    На Васильевский остров я приду умирать.
    А у Лермонтова:
    Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть;
    Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!
    Безусловно, Олег Григорьевич Митяев, как и Юлий Черсанович Ким, в 2004 году явные «пушкинцы»-оптимисты. Поскольку, как в этой передаче сказал Олег Митяев, у поэтов нет отчества, то и я с легким сердцем далее буду называть Олега Митяева и Юлия Кима без отчества.
    Теперь понятно, откуда растут ноги проекта «Спокойно и просто». Как сказал Юлий Ким, он тоже хотел получить оркестровку его музыки, видимо, каждому барду хочется почувствовать себя большим композитором. Мол, вот моя музыка, а вот Андрея Петрова, вот опять моя, а вот Томазо Альбинони. И как тут отказаться от предложений содружества с симфоническими оркестрами, если даже Высоцкий не устоял от предложения Георгия Гараняна? Только народу почему-то ближе бардовские песни под гитару.
    Но меня музыкальные «взаимовлияния» в бардовских песнях не интересуют так, как интересуют текстовые заимствования. К примеру, текст песни Олега Митяева «Неразделенная любовь» как будто списана с текста Михаила Танича в песне » У нас во дворе листопад», а текст к песне «Песня для старшей дочери» списана со стихотворения «Прощай» Иосифа Бродского. Только я один это вижу?
    Комментируя «прессинг» на Юлия Кима в конце 60-х годов за его инакомыслие, Олег Митяев оказался пророком в своем Отечестве, когда сказал в 2004 году: «Это время всё дальше и дальше от нас уходит, а, может быть, приближается». На что Галина Хомчик ответила, мол, мрачно шутишь, Митяев.
    Как же мне не хватает этих «мрачных» шуток Олега Митяева последние лет 10 в его песнях, таких как в песне «Вот тебе и раз», «Абакан», «Черный клён» , «Когда проходят дни запоя» и т.д.
    Только мне одному в последних песнях Олега Митяева этой тоски не хватает? Перефразируя песню Юрия Визбора, хочется сказать:
    Ты глядишь на меня, будто ищешь чего,
    Ты хватаешь за СЛОВО любое,
    Словно хочешь найти средь пути моего
    То, что ты называешь ТОСКОЮ.
    Но в душе это дело ЗАМЕТЕНО,
    Словно крик по ночи — безответно,
    Словно в детстве далеком февраль за окном
    И закат, задуваемый ветром.
    Увы, Олег Митяев уже давно не «лермонтовец» как в 90-е годы прошлого века, а «пушкинец» в наши «десятые» годы нового века — годы воспевания им ЖЕНЩИНЫ и проповедей на тему «экология души». И эти новые песни, по-моему, значительно отсеивают мужскую аудиторию, ту, что пока слушает Митяева в своих автомобилях. Хотя всякого рода «мурзилки» будут эти новые песни нахваливать — им это по работе положено. А вот про старые песни люди говорят искренне. Пойду послушаю «Кандалакшу» или «Шарлевиль», напитаюсь светлой грустью и тоской. Полегчает.

    1. Виктор, давно собиралась Вам написать, но катастрофически не успеваю…
      Про повторения
      Вы так пишите, словно Олег Митяев украл у кого-то эти песни — что значит «списана со стихотворения»? Если Вы нашли в «Старшей дочери» 7 повторений (аналогий) со стихотворением Бродского «Прощай», ещё не означает, что песня была списана с него. Вот здесь, перед «Песней про бардов» на мартовском концерте в Хабаровске Олег Григорьевич как раз говорит про повторения и пересечения с другими поэтами, вспоминая видимо Ваш вопрос про Бродского в записке: http://митяев-олег.рф/песня-про-бардов-хабаровск-12-03-2020/
      Если честно, даже после того, как Вы подробно написали в гостевой, где повторения или похожести, у меня всё равно в голове эти тексты абсолютно не связаны друг с другом. «Неразделённая любовь», конечно, очень напоминает «Как тебе служится?» Михаила Танича. Но и это можно понять. Обе песни написаны от женского лица. Ну, о чём ещё может думать женщина, когда её любимый далеко? «С кем тебе (как тебе), милый мой, дружится (служится) без меня?»

      ***
      «пушкинцы» и «лермонтовцы»
      Видимо мне, всё-таки, ближе Олег Митяев — «пушкинец». Да и сам Олег Григорьевич говорил в недавнем интервью на Троицком телевидении: «Мы с братом Пушкиным на одной волне».

      ***
      Про альбом «Спокойно и просто»
      Ну, не даёт Вам покоя этот альбом))) Может быть, со временем чувства от такого звучания песен Олега Митяева притупятся, конечно, но пока этот альбом до сих пор я наслушаться не могу. И самое удивительное, что «замкнуло» как раз на тех песнях, которые исполняются на каждом концерте – «Соседке» и «Француженке». Ну, и «Мама», конечно — это вообще шедевр получился, который можно переслушивать по бесконечному кругу каждый раз с улыбкой и слезами на глазах. Как это может не нравиться???

    2. Ирина, как говориться, раз пошла такая пьянка — режь последний огурец. Откровение за откровение.
      1. Главным источником моих критических высказываний на «Гольфстриме» являетесь именно Вы. Именно от Вас я слышу 90% того, что заставляет меня взяться за перо. Если среди поклонников творчества Олега Митяева есть антиподы, то это мы с Вами. Как Вам не нравится моя критика, так и мне не нравится Ваши восторги и елей по поводу и без повода. Тут мне сразу вспоминаются некоторые комментарии на сайтах известных блогеров, типа, вижу кумира — не глядя сразу ставлю лайк только за одно его появление. Меня такие комменты удивляют.
      Безусловно, Вы имеете полное право заочно сопровождать Олега Митяева в его поездках, концертах, поздравлять его родственников и друзей с ДР. Увы, порою Ваши восторги переходят в «коленопреклонение», а это огорчает. Вы замечаете, что на офсайте дата какого-то концерта в каком-то городе указана не верно, но не замечаете ничего особенного в текстах песен, видимо, оно того не стоит. Но об этом скажу ниже.
      Есть известный Вам закон физики о равенстве действия и противодействия. Чем больше Вы нахваливаете и восторгаетесь, тем больше хочется Вам возразить. Зачем?
      Я уже об этом раньше писал, у Вас один взгляд на песни Олега Митяева, у меня другой, Вы надеетесь и ожидаете от него одно, я надеюсь и ожидаю от него другое. Безусловно, наши ожидания вряд ли повлияют на темы новых песен Олега Митяева, но ведь ему нужна и обратная связь от слушателей, как от женской половины, так и от мужской. Вам ближе Митяев-«пушкинец», а мне «лермонтовец». Вы слушаете песни с улыбкой и слезами, а я с щемящим чувством и светлой грустью. Наконец, Вы относитесь к Олегу Митяеву по-женски, а я по-мужски. Олег Митяев и так стал практически женским автором, а Вы еще больше тяните его, как сказал Кутузов в фильме «Гусарская баллада», «К мадамам, шпилькам, тряпкам, куклам, танцам!». А мужчинам хочется еще новых песен про «два стакана и дверь нараспашку».
      2. О проекте «Спокойно и просто». Если бы Татьяна не проговорилась бы про её любимый состав, то я не стал бы её об этом переспрашивать. Но, видимо, она на «Гольфстриме» бывает редко, поэтому не ответила.
      А вот после видео с Юлием Кимом я про симфонический оркестр упомянул вполне нейтрально. Если и Юлию Киму хотелось оркестровки его мелодий, то мне тогда понятна эта тяга БАРДОВ к «большому искусству». Только вот назвать песни Юлия Кима бардовскими (особенно для кино) я не могу. И вообще Юлий Ким не мой бард, (как и Леонид Сергеев), меня их шуточные песни совсем не цепляют, хотя фильмы они, безусловно, дополняют. Особняком стоит фильм «Пять вечеров», где уже в самом фильме столько щемящего чувства, что оно переходит и на песню «Губы окаянные». Кстати, мелодию песни «Шарлевиль» можно было бы сыграть на органе, по-моему, было здорово. Но я в музыке малообразован.
      3. Про заимствования текстов. Я никогда не писал, что это похоже на кражу, о которой обмолвились Вы. Соглашусь, что термин «списана» не совсем удачный, лучше было бы сказать «под влиянием». Еще я уверен, что это происходит не умышленно, просто запомнилась с детства песня Танича, а потом через много лет некоторые её строчки «выпрыгнули» из памяти, когда писалась песня «Неразделенная любовь».
      И причем тут тот факт, что песни написаны от лица женщины? Там, кроме «с кем тебе дружится», есть еще несколько одинаковых образов. У Танича » дождик плывёт по лужицам, пары на танцах кружатся», у Митяева » снег над проспектами кружится, яблони смотрятся в лужицы, пары влюбленных маня». И это всё в таком небольшом стихотворении. Принято считать, что один раз – случайность, два раза – совпадение, три раза – закономерность, четыре раза – закон!
      Вы ссылаетесь на высказывание Олега Митяева на концерте в Хабаровске, мол, все уже написано до него, поэтому трудно не повториться. Вам этого пояснения вполне достаточно, а мне нет, потому что Вам «копаться» в текстах неинтересно, а мне интересно. Ираклий Андроников (самый известный лермонтовед), находил в строчках Лермонтова многое скрытое от глаз простых читателей. Прошу прощения за сравнение с Андрониковым, но я смотрю на тексты песен Митяева аналогично, хотя мне до Андроникова очень далеко.
      Слушая своих любимых «Стрижа» и «Петербуржский романс», Вам никогда не приходила в голову мысль о близости текстов этих песен соответственно текстам песен «Тоска» и «Не нам судить»? Там этих совпадений не меньше 3-4-х наберется. Разве это не интересно?
      В наших спорах Вы всегда становитесь на позицию защитника любимого Автора, а мне остается не очень почтенная роль обвинителя. Это как в семье, где мама позволяет ребенку всё и защищает во всем, а папа пытается этому противится. И не потому, что не любит ребенка, а потому, что боится, что «зацелует» его мама ему же во вред.
      Где собралися два соседа (Вы и я),
      И где о НЁМ идет беседа.
      — Как быть? Митяев не дитя, —
      Старушка молвила кряхтя.
      А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

    3. Виктор, да я давно уже поняла, что мои сообщения действуют на Вас, как красная тряпка на быка, поэтому приходится очень сдерживать себя иногда, чтобы не ляпнуть чего-нибудь лишнего и не вызвать в ответ Вашей критики, которая в итоге из-за меня обрушивается на Олега Григорьевича.
      Вот Вы обижаетесь, что я замечаю ошибку в датах на афишах концертов и не замечаю чего-то особенного в текстах. Как же мне не обращать внимания на расхождения в датах, если я ставлю афиши на Гольфстриме? Пришлось исправить даты на объявленные на офсайте (им же лучше знать), но меня до сих пор не покидает чувство, что я обманываю зрителей. Не могут же в городах объявлять перенос концерта на одну дату, а на офсайте — на другую. Надо, всё-таки, с этими датами разобраться. Хотя, моё ли это дело… А тексты… «Это было всё написано не мной…»)) Я, как человек, которому всё-таки ближе язык формул, могу только прислушиваться к своим чувствам от песен (стихов), и когда выбираю, какую песню хочу послушать, вспоминаю чувства, которые она вызывала – хотелось бы мне ощутить сейчас это снова? «Стриж» и «Тоска», «Петербуржский романс» и «Не нам судить», не смотря на некоторые схожие образы, для меня похожи только в ощущениях от них. Первые две вызывают боль, почти физическую, а вторые – светлую грусть.
      Виктор, если ни Вы, ни я не можем повлиять на темы новых песен Автора, как же я могу тянуть его «К мадамам, шпилькам, тряпкам, куклам, танцам!»?? Где он и где я, кто он и кто я? «Не нам судить», как говорится…

    4. Ирина, мне жаль, что наша десятилетняя переписка на всяких митяевских сайтах приходит к такому концу. Когда-то на этих сайтах было много разных людей с разными мнениями, и мы часто были по одну сторону баррикады. А сейчас кроме нас практически не осталось никого, и мы, увы, оказались оппонентами в затянувшейся дискуссии о песнях Олега Митяева. Пора уже её закрывать, поскольку ожидать ничего нового уже не приходится.
      В жизни мне не один раз приходилось защищать песни Олега Митяева от критики мне знакомых людей, которые огульно называли их слишком заумными, сентиментальными, скучными, кислыми и т.д. Год назад в очередном разговоре со своим затем (мужем дочери) я поставил ему митяевскую песню «Воскресение», мол, послушай и выскажи свое мнение. А он в ответ в своем сотовом телефоне поставил мне какого-то своего исполнителя. Наши ответы были примерно одинаковы — обоих услышанное и показанное «не зацепило».
      А вот в наших с вами общениях мне защищать Олега Митяева никогда не приходилось, как говориться, Вы были святее римского папы, ибо Вам нравилось у Олега Митяева всё-всё-всё. Но когда его новые песни, мягко говоря, перестали становиться хитами (это самая поверхностная оценка), то Ваша восторженность после каждой новой песни стала огорчать.
      Казалось бы, какое мое собачье дело до Ваших восторгов, ведь на вкус и цвет товарищей нет. Мало ли на митяевских сайтах было всяких восторженных дам, которые с концерта на концерт ездят за Митяевым? Скажу откровенно, я не считаю их глубокими знатоками творчества, скорее это просто фанаты в большей или меньшей степени.
      Но Вы ведь не фанат, Вас же на мякине не проведешь. Ну, не может быть такого, чтобы всё всегда нравилось. Но появляется новая песня, Вы выкладываете слова и пишите, мол, послушала 10 раз, слезы, мурашки, улыбка до ушей. А через год об этой песне уже никто и не помнит. Так и зародилась моя критика Ваших оценок «новых» песен Олега Митяева.
      Вы пишите, что «приходится очень сдерживать себя иногда, чтобы не ляпнуть чего-нибудь лишнего и не вызвать в ответ Вашей критики, которая в итоге из-за меня обрушивается на Олега Григорьевича». А что Вы хотели «ляпнуть»? Что-нибудь ещё более восторженное? Ведь, по сути, только эти восторги и вызывают эту критику.
      А Олегу Григорьевичу, похоже, эта критика — как слону дробина. Как он критиковал «Три аккорда», так и критикует. Как читал записку из Вологды, так и читает. Как рассказывал в своих интервью про монтажный техникум и институт физкультуры, так и рассказывает.
      Я люблю смотреть разных «интервьюеров», начиная от Познера до «ЕЩЕНЕПОЗНЕР». И практически никто из их гостей (творческих людей) не рассказывает о своих «университетах», не делает основой интервью свою биографию. Иногда возникает вопрос, а что бы стал рассказывать Олег Митяев этим интервьюерам? На второй минуте про монтажный техникум, не четвертой про институт физкультуры, на десятой про «Три аккорда»? Может быть, поэтому и не зовут его на интервью серьезные интервьюеры?
      Меня удивило интервью Вячеслава Бутусова из «Наутилус Помпилиус» в «ЕЩЕНЕПОЗНЕР». Практически ничего про свою группу, свою биографию. О творчестве, об искусстве, о взглядах. К примеру, высказал свои критические оценки фильма «Брат», где звучали его песни. А когда кукушка хвалит петуха — это не интересно.
      Вот с чем согласен с Олегом Митяевы из последнего его интервью (есть ссылка на «Гольфстриме»), так это с тезисом, что человека определяют порода и возраст. Может, это из-за возраста Олег Григорьевич перестал писать «хиты», а я стал более ворчливым?
      Как поется в одной старой хорошей песне:
      Люди идут по свету, слова их порою грубы.
      «Пожалуйста», «извините», — с усмешкой они говорят.
      Прошу и меня извинить за грубые слова, говорю это без усмешки. Иногда приходится быть жестким.
      Как сказал очень уважаемый мною писатель Михаил Веллер в своем блоге от 22 декабря: «Извините, ради бога, меня все, кому я попортил настроение. Всего доброго.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Поиск по сайту
Администрация сайта
Любовь
Администратор
IRINAnikol
Модератор
Все пользователи: 28169
Кто сейчас онлайн
Пользователи: гостей: 13, 2 робота
Яндекс.Метрика