Гольфстрим
сайт посвящен творчеству народного артиста России
Олега Григорьевича Митяева

29.07.2020 Концерт необард-квартета «Идолс»

Олег Митяев выступает на концерте необард-квартета «Идолс» (Ромарио, Пиковский, Уриевский, Фахртдинов) в гастрорюмочной на Маяковке «Шесть-You-Шесть».
29 июля 2020 года.
Прозвучали песни: «Ковчег», «Небесный калькулятор», «Лето — это маленькая жизнь».

Автор видео: Ольга Воронина.

Опубликовал: Любовь(03.08.2020)
Просмотров: 272
29.07.2020 Концерт необард-квартета «Идолс»: 6 комментариев
  1. Действительно, классная новая аранжировка у «Ковчега»! Раз 20 за день переслушала, и каждый раз слёзы из глаз сами по себе при первых же звуках трубы (или саксофона?)
    И правильный вариант концовки всё-таки более пугающим оказался — «навстречу НЕИЗБЕЖНОСТИ у каждого в судьбе»…

    1. Ирина, так значит из 29 просмотров этого видео 20 ваших и 2 моих? Как говорится, чужие на здесь не ходят? Шучу.
      А если серьезно, то я уже раз 7-8 за месяц прослушал песню «Ковчег», пытаясь как-то понять её. Но, увы, что-то не цепляет она за душу. Почему?
      Если говорить уж совсем коротко, то слишком она повторяет многие предыдущие песни образами и музыкой. Прямо как лоскутное одеяло, сшитое из того, что мы уже слышали. Матрица этих песен такова: ковчег (дом, корабль, женщина, авиатор) плывет (парит, летит) в небесах (небе, млечности ) сквозь яблоневый (вишневый, черемуховый) цвет (снег, дым). Есть вариации: лететь вдоль Москвы-реки, над Москвой парить вдвоем или летать одному над Таганкой, махать с облаков самому или на земле ожидать, как там нашу судьбу решит тот, кому всё ведомо и подвластно.
      Когда я здесь пару лет назад писал о песне «Аннушка», то предполагал, что эта матрица на «Аннушке» и остановится, мол, сколько же можно её использовать, ан нет… Далее последовали аналогичные песни «Эту женщину увидел я во сне» и «Ковчег». Песни красивые, но, всего лишь ксерокопии с прошлых хитов. Если об этом не знать, то можно восторгаться.
      Если старые песни с такой матрицей имели новизну, оригинальность и искренность (поскольку авторские чувства были настоящие), то новые песни это крепкая мАстерская поделка и только, потому что надо же что-то написать, сидя на карантине. Вольно или невольно, но берется старая матрица и перешивается на тему самоизоляции. Но это, увы, не стреляет.
      У меня от коронавируса в июне умер хороший товарищ — полковник полиции, живший в соседнем подъезде. Наши отношения не распространялись на наши семьи, но мы долго служили в одной системе и очень уважительно при встречах относились друг к другу. Крепкий непьющий мужик, и вдруг его не стало. В огромном 350 квартирном доме нет больше такого товарища, я скорблю, но новая песня «Ковчег» Олега Митяева, как подорожник на ушиб, с этой скорбью никак не пересекается. А вот в песне «Мужик» я это пересечение вижу и принимаю. Там нет этой матрицы, хотя там тоже река, Млечный путь, облака, синева.
      Кто-то скажет, мол, ты не понял, песня «Ковчег» о неизвестности и неизбежности наших судеб, но для меня про неизбежность очень образно и по сути очень точно было сказано еще в 2001 году: «Краток земной маршрут, кончилась «Хванчкара», если нигде не ждут – пора…»
      В интервью еженедельнику «Аргументы и факты» от 10.22. 2003 Олег Митяев поведал следующее: » Как-то я показал Шевчуку песни из нового альбома и посетовал на несовершенство аранжировок. А он мне сказал: «Какая разница, какие аранжировки, были бы песни хорошие». И в этом — сермяжная правда. »
      И тут я с мэтрами авторской песни полностью согласен, что если песня не цепляет, то за счет аранжировки она интереснее не станет.
      В том же интервью Олег Митяев по давней привычке снова обрушился на шансон, мол, он привык под шансоном понимать песни Шарля Азнавура, а у нас в России на волнах «Шансона» звучит убогая «Мурка» в различных вариациях, и , благодаря этому, в России «шансон» ассоциируется исключительно с блатняком, тюрьмой, парашей.
      Я сам не буду спорить с Олегом Митяевым, но сошлюсь на Ксению Стриж, которая тому же еженедельнику АиФ заявила: «Шансон — это не песни маньяка Чикатило, и если у некоторых людей с этим жанром возникают именно такие ассоциации, то это плоско и неграмотно».
      Ещё Олег Митяев часто ссылается на Юрия Визбора, который делил песни не на жанры, а на плохие и хорошие. Для меня первыми песнями из так называемого жанра «шансон» были песни, услышанные в 1969 году в фильме «Ошибка резидента» — «Я в весеннем лесу» и «По тундре», которые , как ни крути, про лагеря и зэков. Но я бы никак не назвал их вариациями «Мурки», как и многие другие песни на лагерные темы, но сейчас разговор не о них. Я вот задумался, а не является ли песня «Ковчег» , «Эту женщину увидел я во сне», «Аннушка» вариациями песен «Авиатор», «Белогорие», «Небесный калькулятор», «Лето это маленькая жизнь», «Черемуховые холода» и еще ряда песен про того, кто наверху всё знает и правит нашими судьбами? Причем все новые вариации, повторяя рамки матрицы, не демонстрируют нам свою собственную оригинальную идею и новизну образов.
      Как это объяснить? Проще всего, перефразируя Викторию Токареву, предположить, что творчество в зрелые годы это, скорее, инерция молодости. Именно инерция, не подкрепленная чувствами и полетом души, как это происходит с нами в молодости, и ремесло или мастерство.
      Станет ли «Ковчег» хитом или повторит судьбу всех последних новых песен, которые Автор год-два попоет на концертах и далее отправляет на полку, потому что зрителя-то не проведешь, он будет своими записками просить старые хиты.
      Но сейчас «Ковчег» как горячий блин со сковородки, эффект новичка… Кому горяченького, да еще с аранжировкой с трубой? Налетай! А я послушаю «Дорогу», где про неизбежность отлично было сказано еще тогда, когда мы были от неё , казалось бы, так ещё далеки:
      Вот и еду, и печаль невелика,
      Что глаза мои слезятся на ветру.
      Только дату на борту грузовика
      Я сквозь изморозь никак не разберу.
      То ли год, когда вернусь издалека,
      То ли месяц, тот, что встречей наградит,
      То ли день, когда глубокая река
      Бесконечную дорогу преградит.

    2. Нет, Виктор, моих здесь примерно 5 всего)) Можно ведь открыть страницу и хоть раз 100 эту песню переслушать, а количество просмотров останется прежним.

      По поводу повторений. Вчера как раз чего-то пересматривала одну из передач «Пока все дома», где Тимур Кизяков задал вопрос Олегу Григорьевичу: «Как часто зрелый Митяев у своего раннего Митяева что-то потаскивает для своих новых песен? Ты всё помнишь, что написал?» На что Олег Григорьевич ответил, что, конечно не помнит. Оно так получается, что есть какие-то повторения, и когда песня уже написана, можно определить, что откуда он взял. В другой передаче он говорил примерно про это же, что он уже обо всём написал и сейчас ему остаётся только думать, КАК об этом писать.
      Мне кажется, невозможно, наверное, больше 40 лет писать песни и совсем не повторяться в каких-то словах или образах, или в мелодии. Я уже говорила про то, что лично для меня это некий авторский стиль, который делает песни Олега Митяева очень узнаваемыми, если даже сначала не знаешь автора песни.
      Виктор, ещё раз убеждаюсь, что мы воспринимаем с Вами песни по-разному. Я не ищу повторений. Это не значит, что я их не слышу. Слышу и сразу определяю, в какой песне эта фраза встречалась, но, честно говоря, только потому, что вспоминаю в этот момент Вас, зная, что Вы потом припомните это повторение Автору))
      Песня либо трогает тебя, либо нет. Для меня очень важно, ЧТО у тебя в душе творится, когда ты её слушаешь, особенно впервые. И если слёзы сами по себе покатились, и в груди творится чёрт знает что, а потом ты напеваешь эту песню без конца, потому что думаешь о ней постоянно – какая разница для меня, что некоторые слова уже были в других песнях и я снова, как на крючок, попалась на них?
      Не всегда студийный вариант получается лучше, чем концертный. Некоторые песни мне больше нравится слушать в тихом концертном варианте. Но сейчас это как раз тот случай, когда аранжировка Сергея Сысоева сделала песню «Ковчег» более трагично-таинственной, что ли…

      Кстати, вторая новая песня столько эмоций пока не вызвала, как «Ковчег», хотя и в ней есть любимые строчки, которые очень точно выражают и мои собственные мысли, и всплывают часто в голове последнее время.

      И напоследок…
      Виктор, совсем не хочется верить, что настоящие искренние чувства могут быть только в ранних песнях. А все чувства в песнях, написанных в более зрелом возрасте, значит, по-вашему, не настоящие? Не искренние? Обычное мастерство? Тормозной путь молодости?

    3. Ирина, понятное дело, что у каждого большого художника есть свой неповторимый стиль, по которому его можно узнать с первого взгляда. Помнится, в школьные годы я постоянно читал журнал «Смена», и раскрыв очередной номер, мгновенно узнавал иллюстрации художника Геннадия Новожилова. Еще периодически мне попадал в руки журнал «Крокодил», и я без труда узнавал по карикатурам их художников, начиная с Бориса Ефимова, Кукрыниксов и т.д. Я уже не говорю про художника Илью Глазунова, чей стиль невозможно спутать с другими художниками.
      Аналогично просто узнавать песни Олега Митяева, и когда-то мы с Вами называли его любимые предметы, цвета, образы и т.д., которые периодически повторяются в каких-то песнях, но песни-то совсем разные были, и в каждой была отдельная история. Очень примитивно этот эффект можно сравнить с детской игрушкой калейдоскоп, где из одних и тех же цветных стеклышек всё время получаются разные картинки.
      Наверное у Олега Митяева, как Автора, раньше было больше мыслей, чувств, видений, желаний, стремлений, переживаний, которые побуждали поэта выразить их в виде песен, хотя и признавалось, что «приходят песенки в гости, без спроса, как снег».
      Повторюсь, что дело вовсе не в самом митяевском стиле, а в том, что пропало разнообразие песен, нет былых песен с живыми человеческими историями (тот же «Шарлевиль»), а появились песни с общественными проблемами типа экологии, коронавируса, нехватки любви, общения, понимания, и практически в 9 песнях из 10 местоимение «я» сменилось на местоимение «мы».
      Хорошо это или плохо? С общественной стороны это хорошо, но это же отголоски пресловутого соцреализма, а мне хочется лирического личного тонкого ощущения как в песне «Романс». Увы, это ушло, и, скорее, уже безвозвратно. Вот не нужно никуда лететь, плыть, бежать, надо просто смотреть в окно, как в «Вот тебе и раз», сидеть у тусклой лампы или на закат смотреть цвета вечности, или просто сидеть на лавочке как в песне «На перроне разлук» и наблюдать за тихим течением жизни. Красота!
      Но, видимо, песенки перестали приходить в гости, да и, как говорил Мичурин, не можем мы ждать милости от природы… Спросят люди, а где же новые песни? И тут появляется матрица. Я совсем не утверждаю, что Олег Митяев специально копирует свои лучшие хиты, комбинирует ранее использованные образы и приемы, но, как говорил Виктор Черномырдин, какую организацию ни создай, всё равно КПСС получается. Так и у Олега Митяева — что ни новая красивая песня, то очередная вариация песни «Белогорие». Будто в калейдоскопе осталось только три стёклышка, которые повторяют предыдущий рисунок на 50%. Хорошо, если смотришь этот калейдоскоп впервые, а если уже почти 30 лет? Впрочем, вот и в выступлении Олега Митяева в гастрорюмочной на Маяковке одни и те же старые байки: Ширвиндт, Кристовский, Жванецкий. Тот же самый калейдоскоп с тремя стеклышками.

    4. Ох, Виктор, то Вы зовёте Олега Григорьевича на баррикады, то говорите, что не нужно никуда бежать или лететь, а надо просто сидеть на лавочке или смотреть в окно и наблюдать за тихим течением жизни))
      Виктор, мне кажется, невозможно назвать ни одного поэта, который бы и в молодости, и в зрелые годы писал одинаково и на одни и те же темы. Смог бы тот же Пушкин, например, если бы он остался жив, в 64 года написать стихотворение, подобное «Признанию», которое он написал в 27 лет или «Я помню чудное мгновение», написанное им в 26 лет? Вряд ли. Я не случайно вспомнила именно Пушкина. Столько раз в голову приходила мысль, что они очень близки, а недавно и сам Олег Григорьевич в передаче «Музыкальные посиделки» признался, что с Пушкиным они на одной волне.
      Вот, сравните хотя бы это:
      «Но притворитесь! Этот взгляд
      Все может выразить так чудно!
      Ах, обмануть меня не трудно!..
      Я сам обманываться рад! (А.С. Пушкин «Признание», 1826 г.)
      ***
      «А была бы ты уверена
      Так же, как и я в себе,
      Мы бы оба обманулися –
      Ах, какой бы был обман!» (Олег Митяев «Сколько лет живу, душой боля…», 2020 г.)

    5. Ирина, давайте разберемся. Я призывал Олега Григорьевича не столько на сами баррикады, сколько к продолжению своего «диссидентского» цикла песен прошлого века, таких, как «Ну, как я уеду», «Сахалин», «Абакан», «Вот тебе и раз», «Прогноз» и т.д. Увы, в новом веке таких песен у него уже нет, и песня «Трубецкой» тому наглядное подтверждение.
      Но разве «Экология души», «Никому не хватает любви», «Ковчег» это так смело и остро, это баррикады? Вы шутите или нет? С кем это Олег Григорьевич в этих песнях воюет? С ветряными мельницами?
      На баррикадах Шевчук и Макаревич, кстати, написавший новую песню «Просыпается ветер», которая верхам очень не понравится. А Шевчук с баррикад никогда не сходил.
      Но если Олег Митяев за «флажки» нынче не ходок, так пусть тогда остается тем уникальным тонким лириком, который , говоря пушкинским языком, тем и «любезен народу». Весь вопрос лишь в том, чтобы сохранить и в жизни, и в новых песнях ту высокую планку, которую он когда-то задал сам: «Никому притом, заметьте, не наврав ни на пятак».
      В том же интервью еженедельнику «Аргументы и факты» от 22.10. 2003 Олег Митяев Григорьевич высказался так: «А для чего музыканты себя активно рекламируют в эфире? Чтобы было больше концертов? Но у меня их и так 25 в месяц.» Однако в последние перед коронавирусом годы мы Олега Митяева в эфире и в СМИ видим постоянно, причем, чаще именно в виде рекламы своих концертов или проектов. Поменялась жизнь? Это так, к слову.
      Ирина, я с Вами абсолютно согласен, что «невозможно назвать ни одного поэта, который бы и в молодости, и в зрелые годы писал одинаково и на одни и те же темы». Мы не имеем претензий к Пушкину, Визбору, Шпаликову, ибо не жили они после 40 или 50 лет. Это вовсе не циничный намек на ранний уход больших поэтов, пусть все живут долго, но оценивать творчество художников, перешагнувших 60-летний рубеж, надо той же самой мерой, а не специально подобранной с поправкой на возраст. Это в трамвае пенсионерам надо уступать место, а ХУДОЖНИКАМ на возраст скидок нет. Если Городницкий еще пишет умные интересные стихи, то мне как-то без разницы его возраст. Городницкий словно пророк еще в начале 2000-х предсказал:
      Лихие наступают времена. Русь, как пружина, сжата до отказа.
      Всё будет вновь: Ливонская война и покоренье Крыма и Кавказа…
      Как в воду глядел мудрый реалист Городницкий, а вот Олег Митяев со своей национальной идеей образования, увы, больше выглядит утопистом, как бы не выглядела его идея общепримиряющей, как бег на месте у Высоцкого.
      Честно скажу, я бы сам проголосовал за тот закон, по которому учителям будут платить самую большую в стране зарплату, но тогда в пединститутах будет конкурсы среди абитуриентов больше, чем в театральные ВУЗы и МГИМО, туда переместятся блат и кумовство, карьеристы и авантюристы. А самой средней школе это надо?
      Впрочем, я довольно далек от нынешней школы, и это лишь моя версия. Однако есть общая закономерность — там, где появляются большие деньги, становится меньше морали и нравственности. В качестве примера можно вспомнить и правоохранительные органы. Когда в той же милиции в 80-90 годах платили мало, то там работали вполне нормальные люди, но как только в полиции подняли зарплату, то туда по протекциям полезли всякие молодые деловые люди с барыжным принципом «ты мне, я тебе», и пошел процесс загнивания. Увы, я всё это наблюдал своими глазами. Это, так сказать, нелирическое отступление.
      Шевчуку и Макаревичу повезло, ведь как правильно сказал Олег Митяев, мол, «да за волю до седин можно драться», возраст тому не помеха. Вот они и «бузят» (словечко нашего Президента) под зримое одобрение народа.
      А вот про любовь до седин, увы, писать не получится, для любовных стихов нужен горящий костер, а не тлеющие угольки. Как говорится, закончен бал, погасли свечи.
      А дальше, конечно же, можно будет писать о том, что не хватает любви, теплоты, участия и отзывчивости, но это уже не будет любовной лирикой.
      Песни «Аннушка», «Эту женщину увидел я во сне», «Ковчег» это уже торжественные стихотворения, я бы сказал, ОДЫ, и интерес к ним будет только у любителей панегириков — ораторских возвышенных речей хвалебного содержания. Вполне уместны к панегирикам восторги и слёзы. Я вовсе не против появления таких песен, только давайте называть вещи своими именами.
      P.S. Вполне возможно, что Александр Пушкин и Олег Митяев на одной волне, но только присутствие слова «обман» их стихи роднит не слишком убедительно, как и наличие слова «любовь». Много ведь поэтов писали про любовь и обман, например, Семен Надсон: «Любовь — обман, и жизнь — мгновенье…». Тут надо бы для пущей убедительности поискать более существенные признаки родства, хотя тут я готов поверить Вам, Ирина, на слово.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Поиск по сайту
Администрация сайта
Любовь
Администратор
IRINAnikol
Модератор
Все пользователи: 18663
Кто сейчас онлайн
Пользователи: гостей: 5, 3 робота
Яндекс.Метрика