Гольфстрим
сайт посвящен творчеству народного артиста России
Олега Григорьевича Митяева

«Небесный калькулятор»

Олег Митяев «Небесный калькулятор».
Фрагмент концерта в Центральном Доме Художника 5 марта 2016 год.

Автор видео: Любовь Балашева

Опубликовал: Любовь(21.03.2016)
Просмотров: 1 249
«Небесный калькулятор»: 20 комментариев
  1. Для ТОГ:
    Добрый день! Вот видите, Вы уже засомневались.
    Я в своём последнем комментарии (там, где 1,2,3…)
    Просто хотела Вам показать, что может быть и другое прочтение этой песни, причём, по-моему аргументировала убедительно, со ссылкой на правила русского языка и стыковку времен глаголов, и, согласитесь, моя версия прочтения тоже имеет право на существование, не все одинаково воспринимают эти стихи.
    Мы обязательно когда-нибудь обсудим с Вами новые песни Митяева. Ай да Митяев! Это же надо было так все закрутить, как головоломку!
    Кстати, Вы написали классные стихи!
    До следующих встреч на Гольфстриме!

  2. Я не навязываю никому свою точку зрения. Каждый воспринимает сказанное так, как ему хочется. Да в общем-то и не очень важно, кто ждёт героя песни. Как раз мы с Митяевым по возрасту где-то рядом находимся, поэтому я очень хорошо помню нашу советскую юность. Это сейчас можно целоваться на виду у всех и пойти в кафе или ресторан. А в те далекие времена наши свидания проходили в таких местах, о которых поёт автор. В пору нашей студенческой юности в ресторанах и кафе просто никогда не было мест. Да и мы все были комсомольцами, а посещение злачных мест тогда не очень поощрялось. Вот и приходилось плавать на трамвайчиках, когда хотелось уединиться. Вы просто попробуйте рассмотреть эту песню с моей точки зрения, только всю целиком, не раскладывая на отдельные предложения и фразы и, поверьте, вам откроется другой смысл. Вы же сами писали, что в разном возрасте Митяев воспринимается по-разному. Лет 10-15 назад я тоже видела в этих стихах некую интригу. А сейчас последний куплет и идущие за ним строки припева завершают этот пазл. Прочитайте или послушайте ещё раз, вы поймёте о чем я говорю. Но лучше прочитайте, потому что исполнитель очень старательно скрывает свои чувства и эмоции.

  3. Мне кажется, что вы оба не правы. Небесный калькулятор — это очень светлая и грустная песня о жизни, любви и смерти. О том чудесном возрасте, когда люди пьют Хванчкару и целуются под мостом, а дома ждут и волнуются родители. О том, что кто-то из юности, когда год казался целой жизнью , ждал кого-то и не дождался. О том, что все в жизни повторяется, но к сожалению, не с нами. О том, что нас всегда кто-то ждёт, а тот самый небесный калькулятор беспристрастно отсчитывает наши мгновения и отмеряет не всем одинаково- чьи-то может пролить, как недопитую Хванчкару в реку. О том, что возврат в юность невозможен, когда человека, с которым пил вино под мостом больше нет. О том, что тот, кто ждёт обязательно должен дождаться. И нет здесь даже намёка какого-то на адюльтер . В митяевских песнях нет пошлости и подача его мягкая, без лишних эмоций. Может, поэтому все понимают его песни по-разному.

    1. Ждут и волнуются родители?По моему в песне все прямым текстом сказано,неужели это не понятно?
      Даже осадок какой то неприятный появился,зачем же так коверкать смысл произведения,просто потому,что захотелось выгулять белое пальто?

    2. Извините, но позволю процитировать самого себя пятилетней давности (ТОГ:28.03.2016 в 14:27) : «Вообще, у Олега Митяева большинство ранних песен были либо о несбывшейся безнадежной любви, либо о сбывшейся, но с незримым присутствием «третьей» стороны».
      Надо быть с Автором песни не на «одной волне», чтобы в «Небесном калькуляторе» не увидеть эту «третью» сторону, и это, скорее всего, жена героя песни. Почему?
      Вспомним школу, где нас на уроках математики учили доказательству от обратного.
      Предположим, что героя дома ждут родители:
      Кто-то ждал меня, а может и не ждал,
      Оставлял, как флаг, незапертую дверь…
      Как могут родители ждать или не ждать? Мама однозначно ждет своего ребенка всегда, если только она не уверена в его безопасности. Но герой песни никого не предупредил, поэтому родители его бы обязательно ждали, как говорится, без вариантов.
      А вот жена, если её отношения с героем песни зашли в тупик, может ждать, а может уже и не ждать, поскольку настал тяжелый момент брачного распутья.
      Кто-то знал про все, а может и не знал,
      И вот теперь…
      Что родители могут знать или не знать про своего сына такого, чтобы это было острой проблемой в сознании героя? Мальчики, юноши, взрослые парни постоянно скрывают от родителей какие-то свои тайны, и это вполне естественно, поэтому эти тайны обычно не «чреваты тяжелыми последствиями».
      А вот жена может знать про неверность мужа, а может и не знать, но последствия информирования будут тяжелы. Поэтому герой об этом и думает озабоченно. Стал бы он «париться», если бы речь шла о родителях?
      У сына масса вариантов решения этого вопроса от ночевки у друга до раскрытия самой тайны, мол, пойду на свидание, вернусь поздно. И нет проблемы.
      А вот мужу ничего жене откровенно сказать нельзя, как и нельзя не прийти ночевать, поэтому и превращается это в проблему, о которой нельзя забыть даже на свидании. Поэтому вариант с родителями не проходит ни по одному из этих двух раскладов.
      И еще один момент. Олег Митяев истинный представитель поколения, родившегося в 50-х годах, поэтому тексты его песен надо воспринимать с традициями тех времен.
      Если бы в песне речь шла о влюбленных молодых парне и девушке, то вряд они стали прятаться на ночном речном трамвайчике, у них есть большой выбор отношений от походов на танцы, в кино, кафе, проводов до дома, обнимашек и целований в подъезде и т.д. и т.п., до приглашений друг друга в гости, когда нет родителей. Всё в их молодых руках.
      А вот героям песни «Небесный калькулятор» эти варианты закрыты. Скорее всего, это взрослые несвободные люди, у которых нет времени на длительные свидания, нет возможности не прятаться от знакомых людей, нет выбора места , кроме ночного речного трамвайчика, а «Хванчкара» здесь как обычный элемент для любовного уединения. Это в «Соседке» можно открыто дома пить коньяк, остаться ночевать или уйти, не прячась от посторонних глаз. Там люди свободные, разведенные, и нет этой самой»третьей» стороны. А вот в «Небесном калькуляторе» всё как в тайной романтической истории взрослых несвободных людей.
      Да, в митяевских песнях нет пошлости, но есть много любовных треугольников, вспомните ту же «Вечную историю», где без конца новые встречи, подружкины квартиры, купания НОЧАМИ. Вот и в «Небесном калькуляторе» тоже НОЧНОЙ речной трамвайчик, и надо быть дома, где тебя ждут с вопросами, от которых легко не отмахнешься.
      Да в какой митяевской песне про любовь все просто и гладко? Даже в школьной «Однокласснице» есть проблемы отношений, а спелый крыжовник там как некий прообраз «Хванчкары». Тут я шучу.

    3. Да, Виктор, в этот раз абсолютно согласна с Вами. И доказывать ничего не надо. Когда уже сто раз рассказано-перерассказано в разных передачах — что откуда и о ком, слушая «Небесный калькулятор», представляешь именно этот любовный треугольник, о котором Вы написали.

    4. Для ТОГ:
      Вы выкатили в своём комментарии целый анализ с логическими заключениями, позволю себе и я проанализировать, хотя со стихами так нельзя, их нельзя втиснуть в какие-то логические рамки, но тем не менее:
      1.У песни нет четкого сюжетного начала. Поэтому мы можем дорисовать его сами, в соответствии со своим воображением. У нас есть взрослый самодостаточный, возможно семейный человек, рефлексирующий «у тусклой лампы» весь вечер и предающийся воспоминаниям о каких-то дальних местах с давним запахом. Т.е. речь идёт о прошлой жизни, о прошедшем времени. Любовница, или любимая в той жизни у него действительно была. Именно к ней относятся слова «ждал-не ждал», потому что далее идёт про «как флаг незапертую дверь. Кстати, это исторический факт — кажется в Испании женщины вывешивали флаг на балкон для любовников. Если висит — мужа нет, путь свободен.
      2. А вот слова «знал-не знал» могут относится к кому угодно — как к эмпирической жене, так и к этой самой любовнице. Она жила долго далеко от героя, могла знать или не знать о его жизни в другом городе (женился, развёлся, обзавёлся детьми и т. д.)
      3. А вот дальше уже интереснее «и вот теперь», т.е.речь уже идёт о настоящем времени. О том, что случилось теперь автор не договаривает. Он делает паузу, ставит многоточие и поёт слова припева опять в прошедшем времени, как часть своих воспоминаний о прошлом. Насколько я знаю Митяева, он никогда не страдал незнанием русского языка и отсутствием стилистики! Если бы герой катался на трамвайчике с Хванчкарой сейчас, Митяев так бы и написал, в настоящем времени типа «теперь мы пьём вино и не можем друг от друга оторваться, сейчас». Поэтому можно сделать вывод, что речь идёт о прошлом, о воспоминаниях.
      4. Далее герой идёт бродить по пустой ночной Москве (здесь и сейчас) до рассвета, и опять вспоминает как он был счастлив когда-то : «в тот год» (давно).
      5. Последний куплет и изменённые слова припева.
      Если бы все было так просто, зачем слова о том самом небесном калькуляторе? Чьи мгновения вместились в жизнь, а чьи были пролиты, как вино?
      А вот это, произносимое в песне с явным сарказмом
      «…и вот ОНО». Как вы думаете, о чем это он? И депрессия в конце : «если никто не ждёт — пора!» Почему никто, если есть семья?
      Вы правильно написали , что есть ощущение беды. Только беда эта, эта третья сторона никак не от супружеской измены или внебрачной любви. Эта беда несоизмеримо больше и больнее — она связана с потерей человека НАВСЕГДА.
      Извините, если мой комментарий получился похожим на стеб. Я не хочу никого обидеть, тем более, что эта песня — одна из самых любимых моих у Митяева.

    5. Prosha, тоже отвечу по порядку:
      1. Я только рад, что на гостевую «Гольфстрима» пришел человек, которому интересно поговорить о содержании песен Олега Митяева. Ведь иной раз посмотришь на счетчик, показывающий присутствие целых 12 гостей, но все они молчат, видимо, считают себя только посетителями музея. И тут зашли Вы, значит, нашего полку прибыло.
      2. Я согласен с Вашими словами, что «каждый воспринимает сказанное так, как ему хочется». Для себя мы можем считать как нам хочется, однако, если мы вступаем в публичную дискуссию с другими поклонниками, то свое видение содержания песни надо уже аргументировать. К примеру, если я считаю, что песня «Челябинск» про Дальний Восток, то это мое личное дело, но если выскажу это мнение на гостевой «Гольфстрима», то со мной, скорее всего, будут спорить.
      3. Никакого «стеба» я у Вас не увидел, а вот противоречия в ваших репликах мне видны. Сказав публично, что в песне «Небесный калькулятор», мол, «нет здесь даже намёка какого-то на адюльтер, а дома ждут и волнуются родители», — Вы получили сразу трёх оппонентов. Это сравнимо с тем, что я бы сказал, что в песне «Челябинск» нет никакого Челябинска. Как писал в своей басне Крылов: «слона-то я и не приметил». А слон этот — любовный треугольник. Но потом уже Вы согласились, что слова «ждал-не ждал» относятся к жене.
      4. Песня «Небесный калькулятор» очень глубокая по тематике и смыслам, там много пластов: и воспоминания о былом, и мысли о конце земного маршрута, и размышления о неком небесном калькуляторе, как о Всевышнем. Но это лишь форма, в которую «завернута» история одной любви несвободных людей. Просто надо уметь ловить сигналы, посылаемые Автором, и выделять в них основное и второстепенное, но не накручивать своё.
      Вот вы пишите. что песня «Небесный калькулятор о том, что:
      1. «Она жила долго далеко от героя, могла знать или не знать о его жизни в другом городе (женился, развёлся, обзавёлся детьми и т. д.)».
      2. «Кто-то из юности, когда год казался целой жизнью , ждал кого-то и не дождался».
      3. «Тот, кто ждёт обязательно должен дождаться».
      Извините, а из каких строчек данной песни это следует? Или, как раньше в школе, это уже наши собственные сочинения на заданную тему?
      5. Вы мне посоветовали: «Прочитайте или послушайте ещё раз, вы поймёте о чем я говорю». Эххххх….. Я сотни раз слушал эту песню, десятки раз читал её текст в книге и даже написал в этой гостевой несколько рассуждений об этой песне. Более того, у меня после «Небесного калькулятора» на тему нескольких митяевских песен (а мелодия от песни «Случайность») как-то родились такие строчки:
      Зачем о грустном говорить?
      Давай к унынью будем строже!
      А стук сердец соединить
      Олег Митяев нам поможет.
      Давай закинем на чердак
      Свои истории болезней,
      И всех ватутинских зевак
      Мы распугаем своей песней.
      Давай наладим разговор
      Про Марсианду, как Митяев,
      Пока небесный светофор
      зеленым глазом нам мигает.
      Давай взлетим на небеса
      С коровой от Шагала Марка…
      Но голос стих… оборвался
      Земной маршрут в осеннем парке.
      Но если Вы так советуете, то пойду послушаю и почитаю еще раз, может, что-то новое еще услышу и увижу. Интересно, а что Вы скажите о новых песнях Олега Митяева?

    6. Очень своеобразная трактовка смысла песни, очень)))
      Видимо, человек никогда не чувствовал себя на одной волне с О.Г.

  4. Да тема-то началась с Вашей подачи: «Всё-таки, есть в ней (в песне НК) что-то такое, что попадает в тебя и вызывает ощущение счастья и покоя…»
    Мастерица Вы, однако, темы подбрасывать. Вот упомянули «Ленты» или «Две печали», а ведь это тема поиска половинки. Нет уж, мне лучше новую песню типа «Маяка» или «Холодов». Дым печной в них хандрой, а не детством пахнет. Сон течёт, полночь бьёт, век вот-вот пройдёт. Как раз мой размер.
    Но есть и радостные вести: 8 апреля в Хабаровске концерт Веры Полозковой.

    1. Нет, Виктор, я ничего такого не закладывала в те слова. Просто написала, что из души рвалось. Включайте телевизор скорее. На Первом канале в 17:00 Олег Митяев в передаче «Наедине со всеми». Мы с Вами ещё успеваем – у нас в 18:00.

  5. Ирина, похоже мы говорим о разных вещах, и мои университеты Вы, естественно, не проходили.
    Если мы (или многие из нас) говорим, что песня когда-то была написана Автором «про меня», то впору спросить, а не поменял ли ты сам отношение к самому себе, вернее, к своим поступкам, скажем, 10-15 летней давности? Для мужчин этот период называется кризисом среднего возраста, когда он еще верит, что все можно начать с начала. И на одной чаше весов романтическая любовь, а на другой жена и дети. И если поменял отношение к своим походам, то чего же удивляться, что меняется отношение и к ранее любимой песне? Если ты со временем понял, что, слава богу, что не получился «ни тортик и ни пряник… и не стряслось беды», то и воспринимать ту, с которой пил хванчкару, как было прежде уже не сможешь.
    Вообще, у Олега Митяева большинство ранних песен были либо о несбывшейся безнадежной любви, либо о сбывшейся, но с незримым присутствием «третьей» стороны.
    Кстати, в песнях Юрия Визбора любовь, как правило, без «треугольников», даже сами названия про это говорят, к примеру, «Милая моя», «Ты у меня одна». Может поэтому, эти песни вне нашего возраста, их можно слушать десятилетиями, не меняя к ним своего отношения. Они хоть и не цепляли сильно за душу раньше, но и не колются иголками теперь.
    Может быть и сам Автор вольно или невольно уходит от написания песен с «треугольниками», а пишет почти визборовскую по невинности «Она меня с руки кормила». Сам уже не поет «Дорогу» и «Авиатора», а «Белогорие» с «еще одной грозой» отдает Методие Бужору.
    «А дальше все по кругу, развод в суде районном, и неотложка маме…». Как говориться, есть время разбрасывать камни, и есть время их собирать. Мы не в силах вечно играть Джульетту или Офелию. Есть время пить хванчкару, но ведь вполне может и наступить время гипотетически стать той самой мамой. Вечная история.

    1. Виктор, конечно, не проходила. У меня свои университеты были. И я уже совсем не та Ирина, которая была лет 5-7 назад. А хочется иногда, как прежде, безрассудства – услышать новую песню типа «Лент» или «Двух печалей» и рвануть на концерт за 10 тыс. км — в Москву, например, или во Владимир. Но, видимо сейчас я больше слушаю свой разум, а не сердце — слишком много боли может приносить это безрассудство… И отношение к песням некоторым, конечно, со временем меняется. Ох, и тему Вы затронули… Полдня пытаюсь ответить Вам, но начинаю писать, вспоминаю и понимаю, что я не готова говорить об этом вслух. Пусть это «позабытое чувство» живёт во мне как можно дольше.

  6. Даже у одного и того же человека бывают разные подходы к пониманию песни, поступков, событий. С первого прослушивания НК я вообще ничего не понял, только некий «живот» моста на меня давал, как на профессионального мостостроителя. Потом запомнились слова, ощутил смысл песни и мастерство Автора в поиске нужных образов. Потом пришло сравнение с эпизодами собственной жизни. Пока был молодой, я многие годы видел только одну сторону этой песни — романтическую любовь. И не важно, свободны или не свободны эти люди, кто и чем оплачивает эту любовь. И в «Вечной истории» то же самое, может быть, не столь романтично, а более трезво, без Хванчкары. То же самое у Сергея Трофимова в песне «Сочи».
    Кто-то ждал меня, а может, и не ждал,
    Оставлял, как флаг, незапертую дверь,
    Кто-то знал про все, а может, и не знал…
    Неужели, Ирина, Вам ни о чем не говорят эти строчки, если Вы все время сводите сюжет песни к варианту будущих молодоженов?
    Человеку невозможно с возрастом самому не меняться, ибо из внуков мы со временем превращаемся в дедов. Меняется отношение ко многому, в том числе, и к любимым песням, которые, как нам кажется, когда-то были написаны про нас. Меняется отношение у тем, кого ты когда-то боготворил в школе и в институте. Меняется шкала ценностей и набор желаний, начинаешь замечать во всем обратную сторону, которая раньше просто не замечалась. А, может, это просто можно назвать старением? Хотя, с другой стороны, нельзя же до 60 лет оставаться романтиком. ИМХО.
    P.S. Вот за 30 лет не поменялось мое отношение к песне «Миллион алых роз , потому как изначально она меня не задела.

    1. Виктор, неужели Вы и правда думаете, что до меня до сих пор не доходит смысл этих строчек? :)
      Я тоже очень хорошо помню свои ощущения от «Небесного калькулятора», когда впервые услышала эту песню на диске «Из ничегонеделанья» в 2006 г. Перелистывала потом песни и пыталась найти по названиям ту, которая мне так понравилась. Прочитывала – «Небесный калькулятор»… и думала своим математическим умом: «Калькулятор какой-то… Нет, это не может быть про любовь…» :) Видимо, третий куплет совсем не вписался в мои первые ощущения от песни… Он и сейчас для меня особняком, но теперь, пожалуй, самый любимый в этой песне от начала до конца.

  7. С будущим мужем — это здорово, но ведь все слушатели воспринимают НК по-иному, как в песне «Метро» группы «Високосный год»:
    «Наша с ней основная задача —
    Не застуканными быть на месте:
    Явки, пароли, чужие дачи,
    И дома надо быть в десять».
    А вторым планом и там, и тут беда. С годами это воспринимается не так, как в молодости.
    Не гаси чужую радость,
    Словно свечку, ненароком,
    Мимоходом, между делом, —
    Пусть горит при свете белом
    В мире тёмном и жестоком.

    Елена Николаевская

    1. Не знаю, Виктор, может так и воспринимает кто-то, как Вы написали. Для меня приведённые Вами слова больше для «Вечной истории» подходят. Я редко воспринимаю песню целиком – больше отдельными куплетами или даже строчками мыслю. Поэтому одна и та же песня в моей голове может быть и «про меня», и про кого-то, и светлые ощущения вызывать, и грустные.
      А от «Небесного калькулятора» у меня с одной стороны ощущение огромной любви, с другой — знакомые чувства, которые испытывают, наверное, большинство семей, живущих вместе больше 20 лет, и чувство какой-то надежды, что всё будет хорошо.

  8. Ирина, Ваша реплика, как наживка с анисовыми каплями для карася. Трудно удержаться, чтобы не клюнуть. Но никогда не поверю, что Вы до сих пор не определились с этим «что-то» в этой песне. Ситуация всем знакомая и понятная. Со счастьем тоже понятно, но вот покой у слушателя или у героя?
    Если давний запах дальних мест, то герой не юноша, а та, которая оставляет незапертой дверь — не мама. Какой тут возможен покой? Это же беда, которую в очередной раз боится испытать давно уставший от бурь порядочный семьянин.

    1. Виктор, да понятно всё… Конечно, это беда для семьи… Но вот включила сегодня рано утром эту песню, слушала и представляла свою любовь лет 28 назад – поцелуи «под животом моста» со своим будущим мужем, рассветы над Волгой… А рядом тихо дочка сопела во сне и так было хорошо и спокойно, что не удержалась – написала про ощущение счастья и покоя от песни…

  9. Не зря эта песня почти в каждом рейтинге на первом месте. Всё-таки, есть в ней что-то такое, что попадает в тебя и вызывает ощущение счастья и покоя…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Поиск по сайту
Администрация сайта
Любовь
Администратор
IRINAnikol
Модератор
Все пользователи: 22415
Кто сейчас онлайн
Пользователи: гостей: 4, 8 робота
Яндекс.Метрика