Гольфстрим
сайт посвящен творчеству народного артиста России
Олега Григорьевича Митяева

Журнал «Модная классика». Выпуск №24, сентябрь 2020 г.

ОЛЕГ МИТЯЕВ: «ПЕТЬ С ОРКЕСТРОМ Я ДАЖЕ НЕ МЕЧТАЛ»

Олег Митяев, народный артист России, член Союза писателей РФ, дважды лауреат национальной премии «Овация», лауреат премий Фонда русской
поэзии, музыкальных премий «Шансон года», «Золотой граммофон» и других родился в Челябинске. И свою артистическую карьеру начинал здесь, в филармонии, которую Митяев называет уникальным местом. Ведь это его стартовая площадка для выхода на большую эстраду. У Олега Григорьевича недавно появился новый повод для сотрудничества с филармонией – запись большого аудиоальбома, где его песни звучат под аккомпанемент Челябинского симфонического оркестра. Презентация диска в рамках мировой премьеры состоится в Аше, Златоусте и Челябинске. Как созрела идея совместного проекта, кто над ним работал, что засложности возникали в процессе записи – об этом читайте в нашей публикации.

«Это как электропоезд: ты не можешь затормозить…»

Олег Григорьевич не сразу согласился прокомментировать работу над новым проектом: «Рано говорить, пока что идет период подготовки». Однако творческий процесс не менее интересен, чем его результат. О нем хотели бы узнать почитатели прославленного барда и молодого, но уже завоевавшего признание Челябинского симфонического оркестра. Автору этих строк удалось уговорить знаменитого земляка ответить на несколько вопросов.

– Олег, вам раньше приходилось петь под аккомпанемент оркестра?

– У меня такого даже в мечтах не было! Где симфонический оркестр и где я? Как-то Никита Высоцкий уговорил меня записать песню его отца Владимира Семеновича «Прощание с горами» из кинофильма «Вертикаль». Я пришел репетировать с оркестром Георгия Гараняна, и он поднял всех музыкантов, чтобы они меня поприветствовали. Деликатный был человек. Выдающийся джазовый саксофонист, руководитель самого любимого советского ансамбля «Мелодия» и дирижер оркестра Госкино, написавший, кстати, музыку к культовым советским картинам «Покровские ворота», «Рецепт ее молодости» и другим. Мне кажется, только ради Георгия Арамовича можно было стерпеть мое выступление с оркестром (улыбается). В общем, это произошло.
Еще было несколько попыток записать мои песни с оркестровым составом. Самарский оркестр предлагал совместное выступление. Была задумка вместе с оркестром МВД России выступить в зале «Олимпия» в Париже. Эта идея до сих пор витает в воздухе. Но Челябинская филармония опередила.
Кстати, с Адиком Абдурахмановым я знаком давно. Несколько раз на церемонии вручения народной премии «Светлое прошлое» я спел со сцены театра драмы в сопровождении его камерного оркестра «Классика». Публике это понравилось. В конце концов мы подумали: отчего бы не записать альбом. Мы начали записывать мои песни с новым симфоническим оркестром, который год назад, на стадии создания, еще не был так загружен, как позже. Но уж поскольку начали, отступать было поздно. Диск практически готов, а в конце ноября – начале декабря мы представим совместный проект на суд земляков. А еще с оркестром планируем в сентябре на берегу озера Тургояк, где в пору золотой осени пиршество красок, снять видеоклип на одну из моих песен, попавшую в этот новый альбом.

– На диске 20 песен из более пяти сотен, написанных вами. Как их выбирали?

– Сделать это было трудно, тем более что для меня это новый формат. Хотелось включить и новые песни, и старые. В свое время у меня вышел альбом «Лучшие песни» – те, которые везде звучали и были узнаваемы. Я помучился, отбирая для него композиции. А потом записал альбом Нелучшие песни», которые нравятся мне, но не часто звучат. Что поделаешь, у каждого слушателя свой рейтинг.
Кстати, я начал формировать «Рейтинг Митяева». Хочу записать на флешку те композиции, которые мне приятно слушать. Например, песни из репертуара Николая Носкова «Романс» на стихи Гумилёва и «Дышу тишиной». Или «Жил был я» Давида Тухманова на стихи Кирсанова. Романсы Георгия Свиридова на стихи Пушкина. Я это делаю не только для себя. Запишу и на своем сайте выложу. Может, кому-то будет
интересно, кто захочет – послушает.

– Мне удалось послушать несколько уже готовых композиций с нового диска. Я в восторге!

– У меня пока нет цельного представления об альбоме. А что касается совместного музицирования с симфоническим оркестром…
Откровенно скажу: пока в эмоциях превалирует ужас. Мое физкультурное образование не позволяет мне точно сориентироваться – где вступать, где не вступать (смеется). Я всегда боюсь запутаться. Мы сначала «потренируемся» в Аше и Златоусте. Если нас там хорошо примут, то не страшно выступить и в Челябинске.

– Странно выглядят ваши опасения. У вас же такой огромный сценический опыт.

– Дело в том, что я уже очень давно выступаю определенным составом. Две гитары плюс бас-гитара. Проверенный слаженный коллектив, который играет, невзирая на то, что ты забыл или перепутал слова. Они тебя всегда поддержат. Остановились и с любой цифры, как говорят музыканты, «поехали». Медленно или быстро. В общем, я себя чувствую абсолютно спокойно и уверенно. А с оркестром… Мне кажется, это как электропоезд: ты не можешь затормозить, остановиться и сразу снова поехать. Я, конечно, надеюсь, что все будет хорошо. Но…«Не нам судить». Есть у меня песня с таким названием.

– Если вы про мнения публики, то, возможно, кто-то скажет: «Зачем Митяеву оркестр, мы его хотим слушать под гитару без всяких симфонических «заморочек».

– Отвечу: «Приходите завтра». В смысле – на мой сольный концерт. У меня
много разных программ.

– Приятно, что в альбом вошла песня «Тонут домики в хляби, снова город
Челябинск – мой родственник и чудак».

– У меня много песен о малой родине. До 30 лет, пока жил в Челябинске, 80
процентов песен посвящал ему, родному. «Жизнь замечательных людей», «Письмо матери» и другие. Даже если это в названии не отражалось, все равно песня была про Челябинск. Продолжал на эту тему писать и когда переехал в Москву. Надеюсь, еще немало напишу.
Всегда повторяю: у меня не будет другого детства, другой юности и я не буду летать во сне над другим районом, кроме как над Ленинским. В душе я остался обычным челябинским парнем.

– Вот вы скромничаете, переживаете… Да все отлично сложится, по-другому и быть не может! Вероятно, потом проект выйдет за пределы Челябинска, «поедет» по стране.

– Надеюсь, что это станет возможным. Хотелось бы. Что касается скромности, я абсолютно согласен с народным артистом России, моим любимым Леонидом Алексеевичем Филатовым, который говорил: «Все мы гумус, на котором когда-нибудь вырастет такой большой поэт, как Пушкин». Я пишу песни, кто-то пишет стихи, поэмы, романы. Мы пытаемся это делать как можно лучше. А потом из этого что-то «выстрелит» и останется на века.

«Проект можно считать мировой премьерой»

Алексей Пелымский, генеральный директор Челябинской государственной филармонии:
– Запись диска Челябинского симфонического оркестра под управлением
Адика Абдурахманова с легендарным бардом, нашим земляком Олегом Митяевым и челябинским аранжировщиком, композитором Владимиром Батраковым – безусловно, масштабный, творчески-насыщенный и социально значимый культурологический проект, который осуществляет наша филармония. Мы рады будем презентовать его южноуральским зрителям в конце ноября, а 2 декабря презентация состоится в Челябинске. В музыкальной жизни исполнение особенного произведения или концерта считается мировой премьерой. И хотя песни Митяева широко известны, их звучание с оркестром и первое исполнение в этом формате позиционируются именно как мировая премьера.
Для музыкантов важно сотрудничать с такими звездами сцены, как Олег Митяев. Это веха в биографии оркестра, мотивация для повышения мастерства. Олегу Григорьевичу тоже интересно выйти на сцену с большим оркестром. Для нашего региона этот проект – знаковый! Пройдут годы, и он войдет в число самых исключительных событий.

«Аранжировки мы сделали «прозрачными»

Адик Абдурахманов, художественный руководитель и дирижер Челябинского симфонического оркестра:
– Труда было вложено достаточно много. Над диском мы работали почти целый год. Каждую инструментальную группу записывали в студии по
отдельности, по три-четыре музыканта: деревянные духовые, потом медные духовые, потом струнная группа… Это достаточно тяжело. Музыкантам сложно играть, не слыша другие инструменты. Процесс растянулся на несколько месяцев. Но мы это сделали и, по-моему, вполне достойно.
Митяев – звезда! Как автор и исполнитель и как поэт он известен далеко за пределами России. Когда поет, песни проникают в душу слушателя. У Олега свой голос, свой мотив, своя неповторимая интонация, которую и постарался подчеркнуть оркестр. Разумеется, Олег хочет, чтобы в каждой из песен прозвучало именно то, что он, творец, в нее вложил.
Мы это учли и сделали аранжировки «прозрачными», за что особая благодарность Володе Батракову – большому мастеру своего дела. Для меня он один из лучших аранжировщиков.
Мы все любим песни Митяева. Их ни с чьими не спутаешь, они очень своеобразные, это неоспоримо. Поэтому работа над ними – очень трепетный, аккуратный и бережный процесс.
Надеюсь, задуманное у нас получилось.

«В Челябинске такого проекта не было никогда!»

Владимир Батраков, музыкант-аранжировщик, композитор:
– Для меня это безумно интересная работа. Жаль, в Челябинске нет достойной студии звукозаписи, где можно было бы записать оркестр целиком одновременно. Но главной сложностью была проблема отрепетировать эту программу с оркестром, так как у коллектива хронически не хватало на это времени.
Концерты, фестивали… Посему порой репетировали прямо на студии во время записи.
Следующая серьезная «заморочка» – качественно, высококлассно озвучить проект в концертном, живом исполнении. Возможны технические проблемы и опять же нехватка времени для того, чтобы тщательно отрепетировать программу. Ведь в проекте участвует не только симфонический оркестр, а еще и приглашенные инструменталисты: барабанщики, гитаристы, баян, саксофон. Они все замечательные музыканты, большие профессионалы, но ведь нужно время, чтобы состав «сыгрался», зазвучал. Чтобы это не было, так сказать, «читкой с листа»! Но пока впереди презентация альбома, живые концерты… Я с волнением и трепетом этого жду. Отчасти даже со страхом.
В Челябинске такого проекта не было никогда, это точно! Если коснуться творчества бардов – тем более. 20 песен в таком формате – это круто! Поэтому надо было работать на результат, не жалея времени, нервов и сил, чтобы поднять планку максимально высоко. На мой взгляд, получается очень качественно, не тривиально, уровень весьма и весьма приличный. И презентация диска должна быть такой же. В полном объеме этого могло не получиться, если бы не мой друг, соратник и коллега, звукорежиссер Сергей Григорьев.
Вместе мы работаем уже больше десяти лет, он такой же «упертый» перфекционист, как и я, что меня вполне устраивает. Сергей на проекте с первого дня записи.
Открою маленький секрет: самая затратная по времени часть любого аудиопроекта – редакция треков (если к этому серьезно относиться). И лишь потом – кайф сведения, конечная запись. Григорьев это делает на очень высоком уровне, поверьте! Это не первый наш совместный опыт работы с оркестром. Все инструменты писали живьем, от электроники отказались, она была только в помощь – какие-то эффекты добавить, какие-то звуки необычные найти. В оркестре работают классические музыканты. Они живут немного в другом измерении, играют произведения Малера, Брамса, Чайковского, Прокофьева… Мировую симфоническую классику. Бардовский жанр для них «неформат», хотя, конечно, к Митяеву они с уважением относятся, песни его знают. Я им говорю: «Вы потом участием в этом проекте гордиться будете». Отнеслись с сомнением. Недавно показал несколько треков концертмейстерам, музыкантам. Они были приятно удивлены, если не сказать больше: «Ого! Мы даже не представляли себе, что это может вот так зазвучать! Серьезно и по-взрослому! По-настоящему!».
Ну, а для меня это прямо-таки музыкальный праздник, мне уже давно хотелось сделать нечто подобное и чрезвычайно качественное! Мы с Сергеем Григорьевым сейчас материал сводим, за каждую нотку боремся, каждый инструмент «вытаскиваем». Нам хочется сделать пусть не на мировом, но на очень высоком уровне. А может и на мировом… Не будем загадывать. Собственно, я своим столичным коллегам и друзьям-музыкантам в Европе некоторые треки отправлял, они оценили довольно высоко… Слово за слушателем.

МЕЖДУ ПРОЧИМ
В 1985 году Олега Митяева, уже известного барда, которому тогда пришлось поработать массовиком-затейником в одном из южноуральских пансионатов, разыскал директор Челябинской филармонии Марк Каминский: «Пойдешь к нам автором-исполнителем?». В те годы зам. директора филармонии был Григорий Кацев – страстный почитатель бардовской песни, один из организаторов Ильменского фестиваля и друг Митяева. Он вспоминает:
– Как-то, будучи у нас на гастролях, известный ленинградский бард Альфред Тальковский услышал пение самодеятельного исполнителя Митяева и сказал: «Парню нужно на профессиональную сцену». Позже к этим словам присоединилась известная певица Елена Камбурова, пророча Олегу артистическую карьеру. Отговорить его от этого сумасбродного шага мне не удалось. И слава Богу! Так Олег стал штатным артистом Челябинской филармонии. Директор сказал Кацеву: «Нужно его загрузить», имея в виду выступления.
Однако на сцену главного концертного зала области Олег попал не сразу. Каминский вызвал руководителя ансамбля танца «Урал» Владимира Карачинцева: «Ты с коллективом часто гастролируешь по региону, возьми барда с собой, пусть обкатается. Да и подзаработать ему надо». Постепенно Митяев начал выступать и с авторскими концертами. Начались у него сольные гастроли «местного значения».
«Вузы и техникумы, НИИ и совхозы, общежития и заводские цеха, сельские клубы и дома культуры… Общежитие «Актер», заполненное детскими воплями и запахом жареной рыбы, тряские холодные автобусы, везущие бригады филармонии в Тмутаракань, влажные простыни в холодных гостиницах райцентров, – так описывает его гастрольный маршрут и быт середины 80-х Григорий Кацев. – Работал Олег на все сто процентов! Пел и сочинял, и снова пел. Очередная песня уходила в народ. Олег стал настоящим народным артистом задолго до того, как это звание оформили официально указом президента России».

Текст: Лидия Садчикова

Читать в первоисточнике: Журнал Челябинской государственной филармонии «Модная классика», выпуск №24, сентябрь 2020 г.

Опубликовал: IRINAnikol(12.09.2020)
Просмотров: 117
Журнал «Модная классика». Выпуск №24, сентябрь 2020 г.: 3 комментария
  1. А для меня, как для человека, который пришёл к авторской песне из любви к стихам Блока, Есенина, Рубцова, Шпаликова, Кирсанова, Самойлова, Кушнера, а также всех поэтов, на чьи стихи были написаны песни к кинофильму «Ирония судьбы…», а также , а также, а также…. такой проект – Олег Митяев и симфонический оркестр – ОЧЕНЬ … неожиданный.
    Да, Юрий Шевчук успешно спел свою песню «Это всё» с симфоническим оркестром под управлением Владимира Федосеева. Я много раз пересматривал видео этой песни, как сказал Станислав Бэлза (конечно же, челябинец, как не отметить?), это была сенсация, а я был горд за Шевчука, которого хорошо приняли и музыканты оркестра и образованная публика.
    Но мог бы я постоянно слушать ДДТ под симфонический оркестр? Нет, не мог бы, ибо Шевчук берет меня за душу не музыкой, а смыслом его песенных текстов, интонацией. Аналогичный вопрос возникает при выборе рамы для картины, поскольку рама должна подчеркивать картину, но не затмевать ее. А сопровождение авторской песни симфоническим оркестром, извините за невежество, это та же рама для картины.
    Как мне иногда кажется, самые лучшие песни (точнее, тексты) Олега Митяева надо «прошептывать» себе или близким друзьям и подругам во время тихих разговоров по душам. «Дорога», «Неутешительные выводы», «Воскресение», «Сон», «Тоска», Романс», «Я сбежал», «Травник», «Фрагмент» и другие старые песни такого формата, по-моему, совсем не нуждаются в помощи симфонического оркестра, который поможет сделать песню более красивой, но не более проникновенной в душу близкого человека. Симфонический оркестр это, скорее, элемент повышенного внимания общественности к исполнителю бардовской песни, ибо, как писал Жванецкий, консерватория это нечто первичное в жизненной цепочке, или, как говорили в фильме «Ликвидация»: «…и немножечко Бах».
    А нужен ли таким молитвам симфонический оркестр? Тут мне скажут, мол, да сколько церковной музыки написано великими композиторами, а ты это смеешь отрицать? Вовсе нет, я и сам часто с удовольствием слушаю церковную музыку (К примеру, «Жертву Вечернюю» композитора Павла Чеснокова), но ведь ранняя поэзия Олега Митяева это молитва индивидуальная, сугубо интимная. Тем она мне и дорога.
    Однако, не буду бежать впереди паровоза, подожду показа, послушаю. Правда, опыт «Аннушки», «Ковчега» и иных песен с «красивыми рамами» не слишком интригует мои ожидания. А вот альбом «Рейтинг Митяева» я бы послушал с большим интересом, как я уже понял, есть там и мои любимые песни, но какие войдут еще?
    Спасибо, Ирина, за видео про Н-н-А 2020, я потом посмотрел еще несколько видео этого автора, и даже подписался на его сайт. Грустные для меня картины, так и хочется процитировать известные строчки Шпаликова: «Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем…», а для меня, увы, Нижний Амур это моё самое настоящее пепелище. Кроме моей последней «перевалочной базы» на Орлова, 5, ведь абсолютно ничего больше не сохранилось, но и она сейчас, как та Аркашкина квартира.

    1. Да, Виктор, мне тоже интересно было бы послушать «Рейтинг Митяева». Помните, мы года 2-3 назад писали с Вами где-то на «Гольфстриме», в гостевой кажется, своей рейтинг песен НЕ Митяева, которые хотелось включить в СВОЙ альбом «Незабываемоё»? Хочется сравнить. Судя по уже перечисленным Олегом Григорьевичем песням, у меня было бы абсолютное не совпадение))
      А что касается альбома с симфоническим сопровождением… Я вчера весь день в голове перебирала песни Олега Митяева, которые, на мой взгляд, можно было бы спеть с симфоническим оркестром. Скорее бы уже узнать, какие 20 песен туда вошли? Очень хочется, чтобы аранжировки были такими же «прозрачными», как в «Женщине» или в «Ковчеге».

  2. Для меня, как для человека, который пришёл к авторской песне из классической музыки, такой проект – Олег Митяев и симфонический оркестр – ОЧЕНЬ долгожданный. Так давно уже об этом мечталось… Видимо после того, как в 2007 г. впервые увидела на телеканале «Культура» выступление Юрия Шевчука с песней «Это всё» в сопровождении Большого Симфонического Оркестра им. П.И. Чайковского.

    Интересно, на какую песню будет клип сниматься… Новую или старую?

Добавить комментарий для ТОГ Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Поиск по сайту
Администрация сайта
Любовь
Администратор
IRINAnikol
Модератор
Все пользователи: 17276
Кто сейчас онлайн
Пользователи: гостей: 7, 1 робот
Яндекс.Метрика