Фрагмент концерта Олега Митяева в Краевом музыкальном театре г. Хабаровска
30 сентября 2014 г.
Песня «Прощание с Братском» (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова)
Автор видео: Петропавловская Ирина
Просмотров: 1 518
Фрагмент концерта Олега Митяева в Краевом музыкальном театре г. Хабаровска
30 сентября 2014 г.
Песня «Прощание с Братском» (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова)
Автор видео: Петропавловская Ирина
«И забыть по-прежнему нельзя всё, что мы когда-то не допели…»
Ирина, то, то я сейчас напишу — лишь мое ИМХО и относится только ко мне. Мне дороги песни Пахмутовой, как ПАМЯТЬ о детстве и молодости, когда я был романтиком и верил в Че Гевару. Но после 40 лет я эти песни не пою и на многие исторические события у меня поменялись взгляды. Я целиком согласен с утверждением, что:
Всякий, кто не социалист в 20 лет, не имеет сердца.
Всякий, кто остаётся социалистом в 40 лет, не имеет ума.
Сейчас я понимаю, что во многих песнях Пахмутовой (будем для краткости говорить так, не вспоминая о Гребенникове и Добронравове, хотя цитировать буду стихи), есть так называемый 25 кадр, воздействующий на глаз человека. В случае песен Пахмутовой эту роль играют отдельные строчки:
Надо просто выучиться ждать — «Надежда»
тем, кто поверил в созвездье Орла — «Звездопад»
Будем мудро и правильно жить — «Прощание с Братском»
Нет невест у ребят отчаянных, только в песне порой встречаем их. — «ЛЭП-500″
Слышишь, реют над страною ветры яростных атак. «И вновь продолжается бой»
Я обращаюсь к своей любви: меня на подвиг благослови! — «Яростный стройотряд»
И снег, и ветер, и звёзд ночной полёт… Меня моё сердце в тревожную даль зовёт. — «Песня о тревожной молодости» (Стихи л. Ошанина)
А еще лучше это сконцентрировано в песне М.Фрадкина на слова Е. Долматовского
Комсомольцы-добровольцы,
Надо верить, любить беззаветно,
Видеть солнца покой предрассветный,
Только так можно счастье найти.
Сейчас я эти песни считаю пропагандой для миллионов советских людей, чтобы они не задумывались сами о смысле жизни, верили, ждали, правильно жили, равняясь на фабричный гудок и телевизор. Если это не «лапша на уши», то что тогда? А то ведь как получается: всю жизнь ввысь стремились, и что из этого вышло? Играя на патриотических чувствах молодежи, а высокими словами маскировали пороки строя?
К счастью, сейчас есть возможность читать объективные книги практически обо всем, что интересует ищущего человека. Есть возможность слушать умных людей, которые прочитали в 100 раз больше меня и сумели разобраться во взаимосвязи многих, казалось бы, далеких друг от друга вещей и явлений. К примеру, независимые (на мой взгляд) эксперты Михаил Веллер, Дмитрий Джангиров, Яков Кедми, Дмитрий Быков и др. Но невозможно сидеть на двух стульях, одновременно верить в то, чему верил в 20 лет, и в то, чему веришь в 60. А если мне уже не 20, то петь хором «Надежду» я уже не буду.
Разлюбил ли я песни Пахмутовой? Как можно! В 1976 году на БАМе катер целые сутки тащил баржу с нашим стройотрядом по Верхней Ангаре. Студенты заскучали и притихли. Тогда я (не вру, ей богу) запел песню «По Ангаре»:
Чуть охрипший гудок парохода
Уплывает в таёжную тьму,
Две девчонки танцуют, танцуют на палубе,
Звезды с неба летят на корму.
А река бежит, зовёт куда-то,
Плывут сибирские девчата
Навстречу утренней заре
По Ангаре, по Ангаре.
Навстречу утренней заре
По Ангаре.
Студенты оживились, подхватили, гитаристы потянулись к гитарам, и до ночи всё пели. Правда и там был «25 кадр» — «Верят девочки в трудное счастье», но я девочкой не был, поэтому судить их не буду.
Кстати, со мной такое часто бывало. После 7 класса пошли мы в поход на море в устье реки Колчанки. Пришли на берег, нерпы из воды на нас глаза таращат, но холодно — в июле в 100 метрах от берега льды плавают, зуб на зуб не попадает. А настроение поднять надо, и я запел популярную тогда песню:
Стихло на миг море у ног,
Чайка плывёт над волной голубой.
После тревог, после дорог
Мне хорошо в этот час
Рядом с тобой.
И все подхватили хором, и повеселели, и согрелись. Спел бы я эту песню сегодня? Разве что на Японском море в компании, но уже не ездил туда лет 10. Дети выросли, сами ездят, а мне и на амурской рыбалке воды хватает.
Помнить песни Пахмутовой, безусловно, надо, но воспринимать сегодня их строчки, как свое жизненное кредо — значит остаться в светлом прошлом навсегда. Если что-то когда-то не допели, ну, и не стоит уже допевать. Ведь жизнь придумала новые песни.
Ирина, прошу прощения. Я не заметил, что Ваша реплика приклеена к фрагменту выступления Автора в Хабаровске, и это не Ваше КРЕДО. Я тоже хотел бы 26 сентября «Прощание с Братском» услышать полностью, если тут нет никаких нарушения авторских прав Пахмутовой. Подпевать бы не стал, но от души похлопал. Это тот самый случай, когда рядом с тобой поет хороший «гитарист из Трускавца», тут уж не до идеологии.
Я и сам был в Братске в командировке в конце 80-х годов, жил в гостинице «Братск», в ресторане которого в то время хитом была песня «Я буду долго гнать велосипед».
Помните, как в фильме » Место встречи…» по футбольному репортажу по радио определили время прихода Груздева? Так и по ресторанным хитам можно определить год их посещения. К примеру, в 1984 году в ресторанах Новосибирска, где я учился в школе милиции, звучали песни Антонова «Я иду тебе навстречу» и » Море», а также «Песня про дрессировщика» Боярского. Как сейчас принято говорить, это такие «маркеры» времени. Конечно же, если ты только в рестораны ходишь не слишком часто.
Виктор, Вы думаете, что «гитарист из Трускавца» — это тоже про Олега Митяева? Он говорил в каком-то интервью, что в «Вечной истории» он — «полярник». Спрашивала его в записке про гитариста и полярника на концерте в «Меридиане» в Москве 27 февраля 2009 г. (вот здесь http://митяев-олег.рф/концерт-в-кз-меридиан-27-02-2009/ на 23 мин 45 сек. примерно). Он не ответил ничего, конечно, а я до сих пор думаю – кто это?:))
Нет, Ирина, Олега Митяева я обычно называю Автором, а «гитарист из Трускавца» это некий нарицательный образ, в данном случае не имеющий отношение к песне «Вечная история», но взятый оттуда просто для шутливого обозначения ЧЕЛОВЕКА С ГИТАРОЙ.
Собственно, из песни «Вечная история» мы ничего не можем сказать о нем, как о человеке, ни хорошего, ни плохого, знаем только, что он понравился Актрисе. Так что, не стоит искать в этом выражении какой-то злой подтекст.
Обратите внимание, что я написал ХОРОШИЙ «гитарист из Трускавца», т.е. привлекающий внимание людей своей игрой на гитаре и пением. Если такого встретишь на улице или в компании, то остановишься и будешь слушать, даже не зная его имени. А если это же его выступления ты увидишь в интернете, то может, и не обратишь на него внимания. Тут все упирается в эффект живого исполнение. Наверное, не совсем понятно?
Вот я писал, что окажись я рядом с Леонидом Марголиным, когда он пел «За полчаса до весны», я бы посмотрел и похлопал, а в интернете лучше послушал бы Мулявина. Марголин тоже попадает в этом случае под Хорошего «гитариста из Трускавца», как и Олег Митяев, когда он » вживую» будет петь на концерте не свою песню, а Пахмутовой. В этом случае я уже не могу его назвать Автором. И Вашего Ивана Агафонова я ДЛЯ СЕБЯ назвал бы «гитаристом из Трускавца». Ну, такая у меня фенька получилась.
У Вас других вопросов по песням Пахмутовой нет, что Вы за эту феньку запнулись?
Закройщик из Торжка, доярка из Хацапетовки, Труффальдино из Бергамо Вас ведь не смущают?
Ирина, писал и переделывал текст без проверки на ошибки, забывая менять падежи. Торопился и нервничал. Извините.
Нет, Виктор, по песням Пахмутовой вопросов у меня нет. Те песни, которые Вы перечислили, я совсем не воспринимаю, как пропаганду или «лапшу на уши» молодёжи. А как можно считать идеологической пропагандой такие песни, как, например, «Надежда», «Нежность», «Как молоды мы были…»???
Одна совместная фотка с А. Пахмутовой в книге Олега Митяева подписана: «С простым гением – Александрой Пахмутовой». И я с ним абсолютно согласна.
Ирина, песни «Нежность» не было в моем «перечне», как и других песен Пахмутовой о любви. Я ведь спросил Вашего мнения только о мною перечисленных (с цитатами), а Вы как бы этого не поняли. Почему я вдруг поднял эту тему?
Откровенным плевком в народ стало поведение верхов после фильма Навального. Депутаты Думы запретили себе обсуждать этот фильм, мол, не для Думы этот вопрос. В СМИ молчание ягнят, а то телевизору сплошное «Созвездие Козлотура». Ничего не меняется — верхи снова дурят православных грубо и нагло.
Я понимаю, что для «Гольфстрима» и эта тема не формат, как и война в Сирии, но если всерьёз задуматься, то при советской власти народ обманывали более изыскано, в том числе и через перечисленные мною песни Пахмутовой. Конечно, нам в этом сейчас признаваться не хочется, раба по капле мы из себя не выдавили, поэтому привычно прячем голову в песок.
Но ведь песня «Надежда» это некая молитва о смирении — выучись ждать, и будет тебе радость. «Надежда» это та же Вифлееемская звезда в небе. А еще вспоминается крысолов с дудочкой из сказки Андерсена, и стойло для простого народа, мнение которого верхи не интересует. Пока элита набивает карманы, народ пусть хором поёт «Надежду». Разве не так?
Кобзон Иосиф «Не расстанусь с комсомолом».
Я в мир удивительный этот пришёл
Отваге и правде учиться,
Единственный друг, дорогой комсомол,
Ты можешь на нас положиться.
Припев:
Мы пройдём сквозь шторм и дым,
Станет небо голубым,
Не расстанусь с комсомолом,
Буду вечно молодым.
*
В грядущие дни, как во все времена,
Недобрым метелям кружиться,
Родная моя, дорогая страна,
Ты можешь на нас положиться.
*
Заветной весны высота не взята,
И надо с дороги не сбиться,
Мечта наша, гордая наша мечта,
Ты можешь на нас положиться.
Не скажу за всех, но Иосиф Кобзон с дороги не сбился и до сих пор депутатствует в Думе. Петр Подгородецкий, бывший клавишник «Машины времени», в своей книжке писал, что пару лет аккомпанировал Кобзону и ездил с ним с концертами по стране, а также в Афганистан к солдатам, где прямо на сцене между песнями он мог спросить у Петра, а какой нынче курс местной валюты?
Вот такой компот, как нынче говорит наш премьер.
Вы спросите, а причем тут Александра Пахмутова, и где тут «лапша на уши»?
На эти вопросы каждый должен найти ответы сам.
Виктор, вот всегда вы, мужчины, всё о войне да о политике… Словно и не ждали никогда никого, не верили, не надеялись и не любили. Песня «Надежда» вовсе не о смирении – она о любви и надежде.
1. Ирина, мое представление о женском счастье сформировалось под влиянием «Романса Лидочки» из мюзикла «Свадьба Кречинского» в исполнении Людмилы Сенчиной в начале 70-х годов.
Женская доля такая:
Робко стараться понравиться,
Чьей-то любви уступая,
Гордо назваться избранницей.
И плыть попутным кораблем
К счастливым островам.
И день за днём, и день за днём
Твердить любви слова.
Действительно, какая там Сирия, какая политика!
2. Может зря я на Пахмутову серчаю? Она же композитор, а стихи ко многим песням написал Николай Добронравов. Безусловно это великая пара, сочинившая великие песни, но, наряду с песнями о любви, были и песни «придворные», и тут мне почему-то вспоминается Святой Николай Угодник.
3. Кстати, лет в 14-16, когда к моим ровесникам приходила первая любовь, песни Пахмутовой о любви ( та же «Нежность») подросткам полюбить было сложно. Им больше нравились «Последняя электричка», «Восточная песня», «Что-то случилось», «Эти глаза напротив», «Чертово колесо». Певцом №1 был Валерий Ободзинский, а он не пел придворных песен. А «Нежность» была для них слишком сложной и взрослой.
4. Продолжаются наши нестыковки во взглядах, и дело не только в возрасте и в половой принадлежности. Вы добрая (Мать Тереза), я, увы, нет (Не Ной, который всех в свой ковчег собирал). И тут вспоминается «Песня о Гайавате» Бунина, написанная словно о нас:
ТОГ:
«Стоит мне тряхнуть во гневе
Головой своей седою, —
Молвил старец, мрачно хмурясь, —
Всю страну снега покроют,
Вся листва спадет с деревьев,
Все поблекнет и погибнет,
С рек и с тундр, с болотных топей
Улетят и гусь, и цапля
К отдаленным, теплым странам;
И куда бы ни пришел я,
Звери дикие лесные
В норы прячутся, в пещеры,
Как кремень, земля твердеет!»
Ирина:
«Стоит мне тряхнуть кудрями, —
Молвила Ирина кротко, —
Благодатный теплый ливень
Оросит поля и долы,
Воскресит цветы и травы;
На озера и болота
Возвратятся гусь и цапля,
С юга ласточка примчится,
Запоют лесные птицы;
И куда бы ни пришла я,
Луг колышется цветами,
Лес звучит веселым пеньем,
От листвы темнеют чащи!»
«…Будем мудро и правильно жить,
Будем нежно и верно любить…
Нам еще говорят, что вся жизнь впереди, —
Только юность нельзя повторить.
Только вновь не пройти
В этой жизни начало пути…»
Ох, какие слова не допелись… Так хочется, чтобы, как в этой песне было — «Я ещё допою, допою комсомольскую песню свою…» Пусть даже через 3 с половиной года…