Гольфстрим
сайт посвящен творчеству народного артиста России
Олега Григорьевича Митяева

С Пушкиным на дружеской струне. «Российская газета» от 17.12.2017

Российская газета — Федеральный выпуск №7452 (286)
Текст: Андрей Максимов (писатель, телеведущий)

И вот вопрос, который мучает меня уже весьма и весьма продолжительное время: а что такое, собственно говоря, новости культуры. С новостями, которые не про культуру, все более-менее понятно: что пострашней да похуже — то для новостей и поинтересней. С новостями культуры, очевидно, не так. С теми самыми новостями, которые всегда на последней странице газеты или последним сюжетом в «серьезных» новостях. Не так. А как?
Новость — это новое, а новое — это то, чего не было. Пока все понятно. Премьера спектакля, фильма — это новость, без вопросов. А концерт? Часто ли в последнее время вы читали рецензии на концерты? Так получается, что концерт выпадает из нашей культурной жизни. Как и выставки, если на ней нет налета сенсационности.

Я уже писал в «Российской газете», что выход книги может быть событием, а выход диска, где уникальный актер читает замечательную книгу, — не может. Почему так происходит, не знаю, но происходит именно так.

А уж выход диска с так называемой авторской песней… Кто заметит? Может, только знатоки и любители — кто ж еще? Да и они только, если узнают. А как узнать?

С моей точки зрения, новость культуры — это такое событие, которое влияет на души людей. Влияет — событие, а нет — так нет. Спектакль это, фильм, концерт или запись на диске — не так принципиально. Принципиально влияние.

Новый диск Олег Митяева «Незабываемоё» не станет героем выпуска новостей ни культуры, ни каких еще. А жаль. И не только потому, что действует на душу безусловно. Но и потому, что это уникальная работа: народный артист, знаменитый бард поет на нем чужие песни на чужие стихи.

Например, песню Тухманова на стихи Пушкина. Или Берковского на стихи Рождественского. Или Тодоровского (да-да, Петр Ефимович Тодоровский — знаменитый наш кинорежиссер был и еще и композитор) на стихи Поженяна. Или Марголина на стихи Бродского. Или Суханова на стихи Шелли. Или Мищука на стихи Тарковского.

Вот такие поэты. Такие стихи. Или, как нынче принято говорить, тексты.

Митяев поет так, словно произносит музыкальные монологи про что-то очень важное и существенное в жизни. И очень душевное. Поет чужое — как свое. Рассказывает про человеческие метания и обретения, не отвлекаясь на мелочи. Поет про суть.

Этот диск отличается от нашей жизни ровно тем, чем вообще поэзия отличается от суеты: спокойным дыханием, достоинством, желанием увидеть в собеседнике, в первую очередь, человека, с которым можно и нужно говорить про самое главное, самое существенное в его жизни. В нем отменно все: стихи, музыка, исполнение.

Выход такого диска — это новость культуры? С моей точки зрения, — да. Когда «с Пушкиным на дружеской гитарной струне», когда Митяев поет таких поэтов — не просто новость, а событие. Но как и практически любое событие в авторской песне, оно остается незамеченным.

Когда я впервые услышал это словосочетание, оно мне показалось странным. «А что, разве бывает другая песня, неавторская?» — подумал я. Но теперь, глядя иногда телевизор, понимаю: да, бывает, и еще как!

Авторская песня — это какая? Другая, отдельная, непохожая, своя. Того же Олега Митяева или Виктора Третьякова, или Сергея Никитина, или Галину Хомчик ни с кем перепутать нельзя. Я уж не говорю о классиках: Окуджаве, Берковском, Новелле Матвеевой, Визборе.

Иногда у меня складывается впечатление, что кто-то когда-то где-то решил, что авторская песня погибла. Просто принял такое решение — и все. Хотя на фестивали авторской песни приходят тысячи людей. Перечисленные мной исполнители собирают полные залы. На вечера памяти Визбора или Берковского не попасть…

Но ощущение такое, что кто-то сказал: нет. Нынче народу этого не надо. Есть попса. Есть не вполне понятный, но вполне популярный шансон. Джаз еще есть и классика. А авторской песни нет. Как в песне: вот она была — и нету.

И вот я думаю: если бы Митяев спел эти песни по телевизору, не было бы рейтинга? Кто сказал? Людям неинтересно, какую музыку написал великий Давид Тухманов на стихи Пушкина или Александр Дулов на стихи Рубцова? И как это все спел Митяев? Кто решил, что неинтересно?

Дмитрий Сергеевич Лихачев всегда удивлялся, когда при нем произносили словосочетание: массовая культура. «Культура массовой не бывает, — утверждал классик. — Подлинная культура всегда элитарна».

Не могу сказать, что авторская песня прям вся из себя такая элитарная. Нет, разумеется. Однако, конечно, она требует от зрителя чего-то иного, чем восприятие попсы или блатного шансона. Но кто сказал, что у зрителя этого нет?

Сегодня в России поэт, конечно, гораздо меньше, чем поэт. Он, например, меньше, чем поп-звезда, политик или спортсмен. Но поэзия никуда не делась. И поэтические вечера собирают залы. Сборники поэзии выходят небольшими тиражами, но они выходят, продаются и, что особенно важно, покупаются.

Диск Олега Митяева «Незабываемоё» для меня еще одно подтверждение тому, что авторская песня не только жива, но и необходима. Скажу вам честно: стояние в московских пробках прослушивание этого диска сильно облегчает. Душевная музыка на великие стихи — зеркало, в котором ты сам себе кажешься лучше.

Новости культуры… Не новости о скандалах, разводах звезд и прочем. Но рассказы о том, что делает нас чуть-чуть лучше, добрее, нежнее. Новости культуры — новости о глубоком познании человека. Интересном и глубоком.

Такие новости, слава богу, есть.

 

Источник

Опубликовал: IRINAnikol(17.12.2017)
Просмотров: 200
С Пушкиным на дружеской струне. «Российская газета» от 17.12.2017: 6 комментариев
  1. Ириш, все-таки такие статьи не пишутся просто от потрясения, увы. Есть заказ редакции на определенную тему,гостя и.т.д. Ну а все остальное-от таланта пишущего зависит. Я очень люблю Максимова, и лекции его и интервью. Более тонкого, умного и деликатного собеседника сейчас вряд-ли найдешь на просторах чего угодно. Интервьюер Максимов-это такой мудрый инструмент, который сам себе соло, но всегда отдает первую партию собеседнику максимально раскрывая его человеческую палитру звука. А за «Дежурного по стране» ему памятник поставить не жаль. Вернуть Жванецкого аудитории-это отдельный подвиг. Но сказать я хотела немного о другом. Я сегодня услышала по радио «Звезда» (очень хорошая станция, для тех, кто любит аудиорассказы в исполнении отличных артистов) небольшой рассказ Юрия Степанова-«Таблетки от непогоды».Грустный и светлый рассказ, если набрать имя и фамилию автора с названием рассказа-, то можно легко найти его в интернете. Так вот,есть там такая строчка, она вернула меня снова к нашим спорам о «довоенных веснушках», таких многозначных, столько споров вызвавших. И собственно строчка-«Стерлись его черты. Осталось только доброе и грустное выражение лица да довоенная улыбка, какую сейчас уже нигде не сыщешь…» Да, довоенная улыбка! Бывает, бывает, дорогие мои оппоненты и улыбка довоенная и веснушки!

    1. Люба, недавно я наткнулся на положительную рецензию одной дамы о фильме, который меня просто разочаровал. В качестве аргумента она пишет: «Я, как и некоторые зрители, не вникала особо в правдоподобность событий, которые были представлены на экране. Я оценивала сюжетную линию героев, и как развивались отношения у многих персонажей. Я женщина. Поэтому по своей природе я всё воспринимаю не разумом, а чувственно-эмоциональной сферой.»
      Естественно, что я тут же вспомнил про «довоенные веснушки» на Гольфстриме», и понял всю бесполезность споров о них с Ириной, Любой и другими дамами. Я слишком долго проработал в тесном контакте со следователями, которые всю аргументацию просеивают через принципы относимости и допустимости доказательств. Про ссылку на книжку Юрия Степанова они бы сказали: «В огороде бузина, а в Киеве дядька».
      На этом можно было бы поставить точку, но, видимо, я к старости стал вредней любого следователя. Понимая тупиковость очередного спора, я хочу спросить: разве улыбка и веснушки «одного поля ягоды»? Я вполне допускаю, что до войны кто-то по-другому улыбался, как и какой-нибудь человек до и после похорон близкого человека. Улыбка могла быть юношеской, беззаботной, романтической, наивной. Улыбка, как и взгляд, могут передавать массу эмоций, которые были до войны у человека и пропали после неё. Взгляд может быть потухшим после какого-то трагического события, а человек может вообще перестать улыбаться после них. Но причем тут веснушки??? Веснушками человек САМ передает какие-то свои эмоции, как глазами и улыбкой?

    2. Зря я на всех женщин свой упрек свалил, ведь половина тех следователей были женщинами. Принципы доказательства есть и в философии, и в логике, и в математике, и в физике, и в юриспруденции. А сколько там работает женщин! Может, правильнее разделить женщин на серьезных на работе, думающих головой, и несерьезных вне работы, думающих сердцем?

  2. Ирина, так уж случилось, что за последнюю неделю я посмотрел 3 передачи с Андреем Максимовым (декабрьский выпуск «Дежурного по стране» и пару передач с его участием на канале «Культура»). Почему-то захотелось побольше о нем узнать, когда он сказал Жванецкому, что он не женат. Захотелось узнать его возраст, не ровесник ли он мне и т.д. Оказывается, что его отец поэт Марк Максимов (литературный псевдоним, а в жизни Липович) является автором сценария к фильмам о Камо, которые мы смотрели в детстве. А первый муж матери Андрея Марковича — автор слов к песне «Севастопольский вальс». Так что, я вполне допускаю, что Андрей Максимов не равнодушен к поэзии. Вместе с тем, во многих передачах с участием Андрея Максимова я ни разу не услышал упоминаний об авторской песне, в то же время он много говорит о литературе, журналистике, театре, даже недавно поставил, как режиссер, спектакль в театре Вахтангова, о чем написал в той же «РГ».
    Мне показалось, что на статью об авторской песне его вывел разговор с Олегом Митяевым, так уж статья совпадает по срокам с передачей «Диалоги со свидетелями», а мысли в статье совпадают с многочисленными интервью Олега Митяева на тему авторской песни. Уверен, не было бы передачи от 10.12.2017, не было бы и статьи в «РГ» на тему авторской песни.
    Момент с Галиной Хомчик как-то меня насторожил, я бы на месте Андрея Максимова на таком серьезном уровне не стал бы упрощать определения, называя Галину Хомчик автором-исполнителем. Тут многие читатели «РГ» из числа поклонников самой Галины Викторовны сразу же начнут делать удивленный вид. А Андрей Максимов этой тонкости не заметил.
    Еще в последнее время мне интересен (кроме Андрея Максимова) Александр Гордон.

  3. Прочитав на «Гольфстриме» статью Андрея Максимова в «Российской газете» (далее «РГ»), я было огорчился, что её никто не правил, не редактировал. Иначе как понять повторы во 2 и 6 абзацах про «выставку, если на ней нет налета сенсационности», или в 10 и 14 абзацах про «поет чужое — как свое»?
    Пришлось залезть в оригинал статьи в «РГ», а там, как нынче модно верстать статьи, есть сам текст, и есть цитаты из него же, выделенные курсивом для «заманухи» читателя. А в версии «Гольфстрима» текст и цитаты без курсива слились в одно целое.
    Который раз нам предлагают что-то новое об Олеге Митяеве (к Ирине тут нет никаких претензий), а потом оказывается, что любимый Автор опять попал в чей-то цикл.
    Так было с телепередачей «Живут такие люди» в рамках проекта «Бренды Южного Урала». Лишь потому, что Олег Митяев оказался один из многих героев проекта, о нем рассказали достаточно шаблонно, допустив массу неточностей, типа Марина Есипенко тоже уральская, как сказала директор Медиахолдинга ОТВ Светлана Яремчук, по инициативе которой и появился цикл.
    И встречи «Диалоги при свидетелях» Андрея Максимова (сразу скажу, что сам еще не успел посмотреть) тоже цикл его встреч, и его авторская колонка в «РГ» (которую уже прочитал) тоже цикл его рассуждений о нашей культуре.
    Что я имею против циклов? Ничего, кроме пожелания, чтобы они не превращались в конвейер, а были штучным творением. Чтобы перед режиссером или корреспондентом не просто периодически встал вопрос, а кого бы следующего сделать героем своего цикла, а было бы это реализацией его давней мечты и личного увлечения этим героем.
    Такое впечатление, что Андрей Максимов после «Диалогов при свидетелях» получил от Олега Митяева в подарок новый диск «Незабываемоё», послушал его в московских пробках и тут же захотел написать о нем в своей колонке в «РГ». Так сказать, захотел опровергнуть бытующее мнение, что с одной овцы две шкуры не снимешь.
    Коротко отметив безусловное воздействие на свою душу песен нового диска, Андрей Максимов дальше заговорил голосом Олега Митяева про фестивали, проблемы российской культуры, телевизионные рейтинги. Не хватило места в статье, чтобы еще поговорить про образование, национальную идею и министра Мединского.
    Интересна подводка Андрея Максимова про его осмысление новости культуры, как события, влияющего на души людей. Интересен и финал статьи о глубоком познании человека.
    А в середине статьи идет рассуждение об авторской песне с упоминанием известных авторов-исполнителей и её классиков: Окуджаве, Берковском, Новелле Матвеевой, Визборе. Но стало интересно, как в авторы-исполнители у Максимова попала Галина Хомчик? Да, в народе её таковой и считают, но вот в тематической статье об авторской песне на страницах «РГ»?
    Если в редакции «Гольфстрима» трудно понять, считает ли Андрей Максимов Галину Хомчик автором-исполнителем или нет, поскольку двумя строчками выше есть фраза «Поет чужое — как свое», то в верстке «РГ» сомнений уже нет. Эта фраза «Поет чужое — как свое» является выделенной курсивом цитатой, и к абзацу с перечислением авторов-исполнителей, которых трудно с кем-то спутать (Митяев, Третьяков, Никитин, Хомчик) она (цитата) прямого отношения не имеет. Впору признать, что Андрей Максимов ссылается на Галину Хомчик, как на автора-исполнителя, не зная глубины предмета, о котором сам же и ратует.
    Если что не так, то…
    «Я не в духе. У меня — куча проблем, что называется, «в общественной и личной жизни».
    Шучу. Это цитата из другой статьи в колонке Андрея Максимова в «РГ» от 22.10.2017 о нем самом. Прощая Андрея Максимова, простите и меня за этот непочтенный отклик.

    1. ТОГу
      Виктор, а Вы не допускаете мысли, что Андрея Максимова просто потряс этот диск на столько, что захотелось поделиться своими ощущениями? А его рассуждения о проблемах российской культуры могут быть мыслями любого здравомыслящего человека — не только Олега Митяева. Посмотрите ради интереса на Ютубе «Диалоги при свидетелях» с Владимиром Спиваковым. Думаю, Вам очень понравится.
      Честно говоря, прочитав сегодня рано утром эту статью, была потрясена просто, насколько мои собственные мысли и чувства от прослушивания нового диска совпадают с мыслями Андрея Максимова. Лично я с осени всё ещё не могу переболеть этими песнями. Такое чувство, что они и не чужие вовсе, словно Олег Григорьевич поёт о себе сегодняшнем…

      p.s. Спасибо за внимательность! С утра некогда уже было убирать эти строчки – на работу убежала. Уже отредактировала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Поиск по сайту
Администрация сайта
Любовь
Администратор
IRINAnikol
Модератор
Все пользователи: 1936
Кто сейчас онлайн
Пользователи: гостей: 3
Яндекс.Метрика